Устали от «традиционного» джаза? Знакомьтесь: джаз-фьюжн!

24.01.2019

Со времени зарождения джаз-фьюжна прошло более пятидесяти лет, и этот жанр успел проявить себя во всевозможных ответвлениях. Чтобы разобраться в нём подробно, одной статьи будет мало. Двух, к слову, тоже. Сегодняшний плейлист – это «сборная солянка» из разных десятилетий развития жанра, который послужит тизером к следующим статьям из этого цикла. Также плейлист призван удивить тех, кто мало знаком с динамичной энергией и непредсказуемостью фьюжна, и заодно показать разнообразность этой музыки.

Herbie Hancock – Chameleon

Начнём со знаменитой пьесы Херби Хэнкока, не нуждающейся в излишних представлениях. Многослойность, доминирование синтетического звука над акустическим, грувовая основа и способность удивить к середине трека – это всё про фьюжн.

Валерий Степанов – Летящей походкой

Фьюжн-кавер на всем известную песню Юрия Антонова от мультиинструменталиста Валерия Степанова.

Примечательно, что партии клавишных, баса, барабанов, все вокальные дорожки, а также аранжировка, запись и сведение принадлежат одному Валерию Степанову.

К слову, Валерий записал ещё несколько каверов на поп-хиты 80-х и 90-х, что служит отличным примером фьюжна как синтеза поп-музыки и джаза. Этот поджанр фьюжна называют smooth jazz, и точнее всего его можно описать как «джаз, максимально приближённый к поп-музыке, или поп-музыка, максимально приближённая к джазу».

Return to Forever – The Magician

Нью-Йоркская команда Return to Forever во главе с Чиком Кореа стояли у истоков джаз-фьюжна 70-х наравне с группами Weather Report и Mahavishnu Orchestra.

Всевозможные звуки синтезаторов, чем-то напоминающие стрельбу из космических бластеров-пулемётов – часть фирменного стиля Чика, хотя стоит отметить, что Кореа чувствует себя одинаково комфортно как за синтезатором, так и за акустическим роялем.

The Chicken

И ещё немного Валерия Степанова. Композицию The Chicken написал саксофонист Джеймса Брауна, известный под псевдонимом Pee Wee Ellis. Впервые она появилась на второй стороне сингла Джеймса «The Popcorn» в 1969 году, но широкую известность и статус фьюжн-стандарта она получила благодаря Джако Пасториусу – «герою бас-гитары», о котором мы обязательно вспомним в следующей статье из цикла. Слушаем две версии – более раннее исполнение Джако, и современное осмысление, поражающее быстрым темпом, ломаными ритмами и непревзойдённой техникой игры Степанова и команды.

Продолжение следует! В следующих выпусках будем слушать джаз-фьюжн в хронологии развития жанра. А чтобы не пропустить следующие статьи по теме, подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

 

Георгий Чалахешашвили