The Segment Quartet: Стандартов не будет!

01.02.2018

Ещё 10 лет назад джаз в Украине существовал на уровне камерной музыки для узкого круга ценителей. Однако сегодня на джазовых концертах всё чаще можно увидеть не только явных поклонников жанра, но и просто интересующихся. На волне «джазового ренессанса» появляются молодые талантливые коллективы, которым есть что сказать ещё неискушённой украинской публике. 2 февраля, в 20:00 в 32JazzClub состоится дебютный концерт The Segment Quartet. В интервью Old Fashioned Radio музыканты рассказали о развитии джазовой культуры в Украине, трудностях, с которыми сталкиваются джазовики и попытках занять свой сегмент на джазовой сцене.

Слева направо: Денис Стрюцкий – гитара; Ярослав Товарянский – контрабас; Виктор Тисленко – барабаны; Орест Филлипов – сакс.
Слева направо: Денис Стрюцкий – гитара; Ярослав Товарянский – контрабас; Виктор Тисленко – барабаны; Орест Филлипов – сакс.

С чего начался The Segment Quartet?

Виктор Тисленко: Мы познакомились в общежитии Глиера, но идея создать общий проект возникла этим летом. Мы все работаем на круизных лайнерах, поэтому смогли собраться лишь к осени.

Орест Филлипов: Нам хочется создать свою ячейку, свою маленькую семью. Мы не подбирали членов группы по инструментам. Для нас главное – понимать друг друга с полуслова. Тяжело найти людей, с которыми у вас получается контакт.

А когда мы играем, музыка видится мне неким ландшафтом, и я рассматриваю каждого участника квартета, как определённый слой, цвет этого ландшафта. Каждый из нас выполняет важную функцию.

Вы упомянули, что работаете на лайнерах. Какую музыку вы играете там?

В: Репертуар там и разный, и одинаковый одновременно. Существует набор общепринятой музыки: джазовые стандарты, рок-н-ролл, латино. Нам с Денисом приходилось играть на всех музыкальных мероприятиях. Это могли быть и каверы, и те же вальсы. Важно быть универсальным, делать максимум в любой ситуации, не разделяя музыку на «любимую» и «не любимую».

Англоязычная публика благодарно относится к тому, что мы делаем. Лично я не припомню, чтобы кто-нибудь выражал недовольство.

123

Вам доводилось сталкиваться с таким в Украине?

Денис Стрюцкий: Да, в Украине такое случалось, но я думаю, это не связано с музыкой. Это просто пережитки советского прошлого, когда все были воспитаны в духе соревнований. Нам с детства говорили: «Он получил 5 по математике, а ты получил 3». Поэтому люди и критикуют всех подряд, тем самым оправдывая свои комплексы.

М: Лично я сталкивался здесь с тем, что к тебе могут подойти и сказать: «А можешь сыграть ту песню»? Очень некорректно настаивать что-то сыграть. Публика, для которой мы играем на лайнерах, такого себе не позволяет, они понимают, что это некрасиво. Это иная культура общения.

У вас были коллаборации с зарубежными артистами?

О: Поскольку мы работаем в музыкальной сфере, нам часто доводилось играть с «заезжими» музыкантами. Недавно выступали с Джоном Холленбеком (на All Music is Jazz), он руководил оркестром из киевских музыкантов. Это было большой честью и огромным удовольствием, интересным опытом. Ещё я играл с Кевином Махогани, когда тот приезжал в Украину.

Д: Мы с Ярославом также играем в группе Show Boat, но там немного другое музыкальное направление. В прошлом году мы записали альбом, всё сделали своими силами. Сначала накопили материал, а сведением занимался Мирослав, наш друг и звукорежиссер. Под лейбл решили не подписываться, эта запись – наш эксперимент, получится, или нет… Получилось!

!11

Как вы сами идентифицируете свою музыку?

О: Я бы не назвал нашу музыку джазом. Сегодня это, скорее, «contemporary music», но я склонен говорить «акустический эмбиент». Дело в том, что жанры уже давно смешались, и дать чему-либо конкретное название достаточно трудно. Возможно, этим должны заниматься теоретики. Мы играем музыку, а они делают свою работу, называя и определяя ее, тем самым делая понятнее для людей. Само собой, мы играем и традиционный джаз, но хочется идти в ногу со временем.

Какие планы на дальнейшее творчество?

О: У нас намечается запись моих авторских песен, планируем сделать мини-альбом. Уже забронирована студия, подобран репертуар, и часть этой музыки мы будем играть в пятницу. Изначально планировался другой состав, вместо гитары мы хотели взять фортепиано. Но когда Денис сыграл, я понял важную вещь. Можно владеть хорошей техникой, что позволит сыграться с кем угодно. Но мы стремимся и к психологической связи – это тоже немаловажно.

Я: Как показывает практика, большинство знаменитых музыкантов играли постоянными составами, тот же Колтрейн. Только работая в общей концепции, музыканты находят то, что ищут. Включаются другие материи, не техника, а подсознание.

В: Мне кажется, здесь наступает важный момент принятия всех музыкантов в коллектив. Да, можно «подписать» какого-нибудь профессионала, дать ему денег, он придёт и всё сыграет. Но при этом, между вами может не возникнуть взаимодействия, а в джазе это равноценно провалу. Таким образом, возникает и момент предчувствия: что сделает саксофонист, как сыграет басист. Для нас очень важно, чтобы идеи свободно циркулировали. Ради этого мы и играем джаз.

О: Больше всего, хотелось бы ездить по Украине и играть нашу музыку. Это действительно мечта. Я себе не ставлю цель зарабатывать много денег. Ездить с людьми, которых ты знаешь много лет, и играть свою музыку – куда большее удовольствие. Это дорогого стоит.

С какой программой вы выступите в пятницу?

Д: Джазовых стандартов не будет. В программе – наши авторские композиции.

О: Сейчас мы думаем, что сыграть в первом отделении: музыку Вити, или мою и Дениса. Да, мы все пишем музыку, но она настолько разная, что достаточно сложно всё подогнать под одну идею. В пятницу мы попробуем это сделать. Попробуем подобрать список песен и очерёдность так, чтобы всё было понятно и логично. Наша музыка расскажет всё за нас, без лишних слов.

SegmentQuartet_Event_01-01-4

Услышать The Segment Quartet вживую можно в пятницу, 2 февраля, в 20:00 в 32JazzClub. Купить билеты.

Георгий Чалахешашвили