Раду Поклитару: «Искусство я делю на две категории: скучно и не скучно»

 Весной “Киев модерн-балет” представил премьеру постановки “Вверх по реке” на основе рассказа Фитцджеральда “Загадочная история Бенджамина Баттона”. Этим же спектаклем театр закроет сезон 29 июня. Мы поговорили с руководителем и создателем театра Раду Поклитару о работе над премьерой, современном танце и тонкостях его восприятия. 

Poklitaru Radu

Как родился балет “Вверх по реке”? С чего все начиналось?

Начиналось все с музыки на этот раз. Я давно дружу с Александром Родиным и считаю, что это совершенно выдающийся украинский композитор новой генерации. Как-то он предложил мне музыку своего струнного квартета как основу для какого-либо спектакля. Какое-то время музыка лежала у меня «на полке», я ее переслушивал и пытался понять, что же это может быть. И когда этим летом у меня было время, чтобы придумать новый спектакль, я снова слушал ее и понял, что это музыка про историю Бенджамина Баттона. Как именно это произошло — я не знаю. Творческая загадка. И потом, уже понимая это, я переслушивал квартет снова и снова и прописывал на каждую секунду музыки, что будет происходить у меня в балете.

С помощью каких выразительных средств вам удалось передать этот процесс обратного старения из “Истории Бенджамина Баттона”?

В техническом плане? Вы знаете, здесь очень сложно говорить про балет, потому что с тем же успехом мы можем говорить и о живописи, например. Да, это серьезная актерская задача, практически невыполнимая. Это-то меня и завело. Всегда интересно ставить перед собой, казалось бы, нереальные творческие задачи. 29 июня мы закрываем сезон этим балетом, и я советую всем прийти и просто увидеть.

Вверх по реке (5)

Вы использовали какие-то специфические элементы сценографии, сложные костюмы?

Да, у нас над этим работала очень дружная и талантливая команда. Спектакль сопровождают видеоинсталляции Александра Друганова, с которым мы уже работали над балетом “Перекресток”. Это постановка на музыку Мирослава Скорика, которая шла на сцене Национальной оперы несколько лет назад. Кстати, я только что понял, что Друганов тесно связан для меня именно с украинской музыкой. У меня только два балета на музыку украинских композиторов, и в обоих проектах я работал с ним.

Художником по костюмам стал руководитель отдела стиля канала СТБ Дмитрий Курята, который уже не первый год одевает участников шоу “Танцуют все”, “X-Фактор” и так далее. Все это его творческая фантазия. Также он замечательный театральный художник, с ним мы делаем уже третий проект. До этого были балеты “Долгий рождественский обед” и “Женщина в ре-минор”. Художником по свету у нас более 11 лет является Елена Антохина, которая работает в театре имени Франко, и все спектакли “Киев модерн-балета” всегда шли в ее оформлении.

Премьера спектакля прошла в апреле. Как приняли ее зрители?

Вы знаете, на удивление все прошло идеально, без каких-то заминок и непредвиденных ситуаций. И судя по реакции аудитории могу сказать, что это был творческий успех.

Вверх по реке (2)

Как объяснить неискушенному зрителю, что такое вообще модерн? Понятно, как выглядит классическая хореография и чем от нее отличается неоклассика, но современные стили и течения настолько различны, что сложно объединить это в какую-то систему.

Это действительно сложно и, признаться, я сам в этом ничего не понимаю. Для меня все искусство, и танец в том числе, делится на две категории: “скучно” и “не скучно”. На мой взгляд, хорошее искусство скучным быть не может. Если человек засыпает на спектакле — убеждайте меня сколько угодно, что это талантливо, но для меня это не так. Зритель должен включаться в процесс.

Сейчас тяжело ориентироваться в мире современной хореографии. Направлений бесчисленное множество и то, что для одного неоклассика, для другого — полный модерн. Все это дело вкуса, воспитания, личного бэкграунда и так далее.

Люди, которые занимаются современным танцем долго и профессионально —  агрессивно отстаивают каждый свою точку зрения по этому вопросу и уверяют, что точно в этом всем понимают. Я — не понимаю. Я создаю свой мир, свой танцевальный язык и ни с кем не спорю. Считаю, что в конфликте нет конструктива, он есть только в созидании.

Вверх по реке (3)

Но классическая подготовка важна для ваших танцовщиков?

Скажем так, она никогда не мешает. Я совершенно ортодоксальный академический артист балета, и в основе моей хореографии лежит система координат классического танца. Хотя она и тщательно замаскирована. Поэтому для того, чтобы работать со мной, артист должен владеть техникой. Может быть, не настолько, чтобы танцевать классические партии в академическом театре балета, но падать в обморок от словосочетаний jeté entrelacé или grand battement он точно не должен.

А зрителю важно разбираться в технических нюансах балета?

Совершенно нет, и даже в случае с классикой. Зритель никому ничего не должен. Если мы станем требовать знания партитуры от каждого, кто посещает концерт — в зале останется двадцать человек. Важно не разбираться, а чувствовать и воспринимать.

Проведем снова аналогию с живописью. Как неподготовленному зрителю отличить, к примеру, шедевр абстрактного экспрессионизма от какой-то мазни, и действительно глубокую современную постановку — от бравады и аматорства?

Это очень тяжело. На самом деле, есть штаб международных экспертов, который это определяет. Но для меня это до сих пор загадка. Как-то я смотрел спектакль ну очень известной женщины-хореографа из Европы, и ловил себя на мысли, что подобного уже видел везде и много. Потом я общался на эту тему с коллегой из Беларуси, хореографом Дмитрием Залесским. И мы пришли к выводу, что ответа на вопрос “почему вот это гениально, а то же самое, но под другим именем — уже не гениально” — просто нет. Есть институт экспертов, которые решают это за нас с вами. По большому счету, они создают громкие имена.

Поклитару Раду-Paklitaru Radu-

Кто из громких имен более всего повлиял на вас и вашу работу?

Здесь будет по преимуществу неоклассика, но тем не менее. Это и гениальнейший Иржи Килиан, и шведский хореограф Матс Эк. Также мне очень близка современная хореография Batsheva Dance Company. Вместе с тем, есть и признанные мэтры (не буду называть имен, так как о коллегах либо хорошо, либо никак), на спектаклях которых я изнываю от скуки. И мне стыдно, когда я засыпаю и падаю своей лысой головой на плечо какой-то незнакомой хрупкой женщины.

Как изменилась ситуация с современной хореографией в Украине за последние годы?

Могу сказать, что интерес к современной хореографии у нас в последнее время только возрастает. Появляется много новых хореографов, которые пробуют что-то ставить. Все больше молодых людей хотят связать жизнь с танцем профессионально и заниматься исключительно этим.

Я всегда говорю, что танец — капризное божество, которое не терпит измен и конкуренции.

Как бы ни хотелось это скрыть, нужно отдавать себе отчет, что тотально популяризируют современный танец в том числе и популярные телешоу на эту тему. Если говорить о поддержке Министерства культуры — в случае с театром “Киев модерн-балет” она безусловно есть, и вскоре мы должны получить статус академического театра. Этому предшествовала огромная работа, и это будет первый в Украине официальный театр современного танца.

женщины в ре миноре (1)

Это замечательно, но как насчет спектаклей других хореографов? Есть ли шанс, что вскоре мы увидим в Киеве того же Килиана без необходимости ехать в Европу или Россию?

Ближайшее место, где можно увидеть Килиана — это, кстати, Беларусь. Два спектакля идут в минском театре. Его хореографию возможно перенести, и в Национальной опере достаточно талантливая труппа, чтобы ее воплотить. Если бы руководство оперы изъявило такое желание — вполне реально было бы поставить что-то из его классических спектаклей. И я уверен, что это был бы совершенный фурор. И точно так же уверен, что если бы самому Килиану пришло предложение поставить балет в Украине — он бы согласился. Вопрос инициативы театра.

В заключение — практический вопрос. Как научить любить балет далекого от этой эстетики человека? Ведь существует множество стереотипов о том, что балетные спектакли слишком скучны или затянуты.

Конечно же, привести на спектакль “Киев модерн-балет”! Я уверяю, что на наших спектаклях никто скучать не будет. К нам приходит очень много неофитов, и как правило большинство из них выходят под впечатлением.

Интервью: Валерия Самодаева