Noah Blumenfeld — Stories

23.11.2019

Репортаж Александра Юдина с концерта в 32JazzClub

Не смотря на то, что свою программу американский певец, трубач и исполнитель собственных песен Ной Блюменфельд назвал «Истории», рассказал он, собственно, всего лишь одну историю – «Историю любви». На самом деле, это непридуманная история, но, кажется, не очень долгая. Знакомство (по скайпу через континенты). Совместное счастье, когда другой человек становится средоточием всего мира (или как формулирует Ной: кода «другой человек – мой дом») и, кажется, что это навсегда.  И… расставание. Обычный сюжет, по крайней мере, схематически. Самое необычное в нем – это маршрут, который привел Ноя из Колорадо в Киев, куда он приехал ради своей подруги журналистки, где история, собственно, и закончилась, и где Ной живет и творит вот уже два года. Но из этого можно сделать вывод, что Ной – истинный романтик: в жизни, а не только в творчестве.

Впрочем, название «Истории» в каком-то смысле все-таки точнее, ибо Ной Блюменфельд, похоже, музыкант особого и достаточно редкого амплуа – рассказчик историй. Хотя считается, что вообще-то настоящий музыкант рассказывает свою историю в своей музыке (правда, в частности – это совсем не обязательно так в каждом отдельном случае), но тут речь идет об особом умении.

Ной рассказывает свою историю не только в песнях, но и в прямой беседе с публикой, представляя каждую песню и историю ее рождения. Кстати, может быть, множественное число в названии программы также отсюда: это истории песен. Как рассказчик Ной одновременно прост и искусен, лаконичен, экономен в словах, но простые детали вдруг оборачиваются метафорами, придающими многомерность бытовым ситуациям и подробностям.

Умение превратить свои радости и боли в музыку, которыми он жил несколько лет, в полуторачасовой музыкальный спектакль и чистую радость для зрителя – это ведь и есть то, что называется искусством.

Музыкально программа этого концерта-спектакля очень разнообразна: R&B, блюз, вальс, баллада, испанские мотивы, фанк (как же без жизнеутверждающего финала!). При этом все аранжировки сделаны самим автором.

Но особая и даже очень особая привлекательность этого вечера состояла в тех партнерах, с которыми Ной представил свою историю и без которых, вероятно, эта музыка звучала бы существенно иначе (может быть, даже совсем по-другому). Пианист Илья Ересько, контрабасист Валентин Корниенко и барабанщик Сергей Табунщик – музыканты опытнейшие, которые, попросту говоря, принадлежали к числу лучших джазовых исполнителей страны.

Илья Ересько – пианист очень многосторонний, исполнитель сальсы, латины и вообще один из лучших, если не лучший, в наших краях «специалист» по афрокубинской и латинской музыке, а кроме того, интерпретатор классики в джазе и где-то – не подберу лучшего слова – культуролог в смысле выбора тем, вдохновляющих к музицированию. Все его импровизации в этот вечер (а в малом составе соло на фортепиано непременно присутствует в каждой композиции) были изобретательны, увлекая непредсказуемостью мысли: воздушны и прихотливы в балладных по характеру песнях, богаты ритмически и сочны гармонически – в блюзовых и фанковых.

Валентин Корниенко в этот вечер сыграл просто бесподобно: раскованно, виртуозно и с глубоким чувством. А его вступительное соло к одной из песен – выразительное, драматичное, окрашенное испанским темпераментом – пожалуй, самое сильное музыкальное впечатление вечера.

Сергей Табунщик солировал только единожды, уже в финале концерта, но это тот редкий барабанщик, наблюдая за игрой которого даже в роли аккомпаниатора, можно забыться. Словом, слушать игру этих трех музыкантов в этот вечер, то, как они непрерывно обогащают каждую песню нюансами и взаимодействуют друг с другом, было чистым удовольствием.

Текст: Александр Юдин