Музыка 60-х 70-х: они придумали рок

28.01.2019

В этой подборке собраны самые яркие представители рок-музыки 60-70-х годов ХХ века. В отличие от музыки Баха, которой было суждено провести в забвении почти 150 лет, творчество рок-групп 60-х и 70-х годов сразу было тепло принято современниками, и тем самым они при жизни смогли вписать свои имена в историю мировой музыки. Слушаем самые известные рок-группы в подборке Old Fashioned Radio.

Рок-музыка, доминировавшая в Англии в начале 60-х, была для современников самым настоящим андеграундом. Чтобы послушать заводные ритмы электрогитар, часто приходилось спускаться в подвалы где-нибудь неподалёку от доков. Да, вы понимаете, к чему я веду. Началом истории зарубежной рок-музыки 60-х годов были ливерпульские The Beatles. Именно они положили начало явлению, вошедшему в историю как «Британское вторжение», сформировав почву для восхождения на ней американской музыки 60-х и 70-х годов.

The Beatles

Про ливерпульский квартет уже сказано столько всего, что трудно отличиться оригинальностью. Помимо того, что простые парни оказались в нужное время в нужном месте, нельзя отрицать тот факт, что каждый битл был чрезвычайно талантливой личностью даже сам по себе. Тому, как они выстраивали свои партии бек-вокалов учат в консерваториях на композиторских факультетах. А парням было тогда по 18-20 лет.

The Animals

Английскую рок-группу 60-х из Ньюкасла называют вторым по значимости коллективом «Британского вторжения». На заре музыкальной карьеры они выделялись среди местных рок-групп тем, что играли не популярный тогда рок-н-ролл, а перепевали американских блюзменов, что, возможно, даже в большей мере подходило городу, известному угольными шахтами и укладу жизни в нём.

Вы скорее всего знаете их по бессмертному каверу на песню Боба Дилана «The House of the Rising Sun», и это именно тот случай, когда кавер-версия затмила своей популярностью оригинальное исполнение.

Jimi Hendrix

Старина Джими недаром носит титул лучшего гитариста всех времён, несмотря на то, что в плане техники игры его уже давным-давно превзошли. Рок-музыканты, способные настолько тонко чувствовать музыку и инструмент, рождаются раз в сто лет.

Также он был одним из самых эпатажных американских исполнителей 60-х. Чего только стоит его выступление на Монтерейском поп-фестивале. Ещё никому неизвестный тогда Джими вышел на сцену и показал, как можно играть тяжёлый блюз на гитаре, после чего демонстративно облил «электрическую леди» бензином и поджёг.

Те, кто был знаком с Хендриксом лично, описывали его как весьма застенчивого парня. Но что же с ним происходило, когда он выходил на сцену с гитарой…

Порой казалось, что гитара и звук, извлекаемый из неё – такие же части его тела, как и рука, нога, пальцы – настолько умело он с ними управлялся.

Слушаем заглавный трек из последнего прижизненного альбома Хендрикса. Важно понимать, что это запись с концерта, то есть всё сыграно одним дублем.

The Doors

Музыка группы The Doors пропитана духом мистицизма, как и история её лидера Джима Моррисона. Название группы было позаимствовано из знаменитого эссе «Двери восприятия» (англ. The Doors of Perception), которое написал один из выдающихся интеллектуалов своего времени и первопроходец ЛСД Олдос Хаксли.

Хоть и говорят, что Моррисон затмевал других участников группы своей харизмой, нельзя отрицать умение Рэя Манзарека поднимать дыбом волоски на теле звуками электрооргана. А гитарные партии Робби Кригера хоть и могут иногда показаться незамысловатыми, но подобравшись к третьему альбому он вовсю демонстрирует свои навыки, исполняя “Spanish Caravan” – обработку фламенко-темы из композиции испанца Исаака Альбениса «Астурия».

Led Zeppelin

Вернёмся в Англию, страну богатую талантливыми музыкантами. Пару недель назад первый альбом культовой группы Led Zeppelin отпраздновал своё пятидесятилетие. Что примечательно, за полвека их музыка не потеряла актуальности, и не смогла раствориться во времени. Их по праву называют одной из величайших команд, перевернувших музыкальную индустрию и представления о том, как должна звучать рок-музыка 60-х.

И правда, первый альбом оказался чем-то совсем новым, невиданным ранее. Сочетание тягучести блюза и необузданной энергии рок-музыки им удалось вывести на новый уровень, и уже в 70-х развить его. Но после пятого альбома градус блюза снизился, уступив место тяжёлым риффам и акценту в сторону рока.

Впоследствии Led Zeppelin заняли достойный их таланту титул одной из самых популярных рок-групп 70-х.

Pink Floyd

Говоря о Pink Floyd, сразу стоит разделить их творчество на несколько сильно отличающихся друг от друга периодов. Первый – психоделический, с фронтменом Сидом Бареттом.

Участь его была весьма печальна: лизергиновая кислота, известная в народе под аббревиатурой ЛСД, сгубила гения, превратив его в овоща-цветовода. Об этом достаточно красноречиво говорит последняя песня дебютного альбома группы. Только послушайте, как он закончил пластинку. С одной стороны, вполне в духе своего времени, психоделической революции. С другой – даже для самых отпетых психов это слишком.

В один момент уже порядком сдвинутого рассудком Сида стало трудно контролировать. На концертах он творил чёрт знает что, попросту срывая их. И в один день друзья по группе просто не заехали за ним перед очередным концертом.

Место Сида Баретта занял Дэвид Гилмор, потрясающий мелодист и композитор. Это было началом второго периода Pink Floyd, где в музыкальных формах коллектива доминировал прогрессивный рок. К этому периоду относятся множество шедевров, по которым бегло пробежаться весьма трудно, ведь каждый альбом имел свою концепцию: от обложки до порядка композиций в нём. Настоящий прорыв случился после выхода альбома The Dark Side of The Moon. К этому моменту у “флойдов” были плохие отношения с прессой, на презентацию альбома сами участники группы не явились, и звучал он через дешёвые колонки. Но несмотря на все вводные, журналисты были в полном восторге от концептуальной работы, впоследствии назвав альбом одним из величайших достижений Pink Floyd, а сама пластинка получила статус одной из самых продаваемых в истории.

Однако, к началу 80-х отношения между гитаристом Дэвидом Гилмором и бас-гитаристом Роджером Уотерсом натянулись до предела. Пластинка The Final Cut, последовавшая после двойного альбома The Wall, больше походила на сольник Уотерса. Да и чего скрывать  – Гилмору не хватало того “творческого зуда”, которым был одарён Роджер, и вскоре последний покинул ряды группы.

Без бас-гитариста группа записала ещё два, с оглядкой на прежние “боевые заслуги”, не самых удачных альбома, после чего  распалась.

Подведём итоги. Рок-музыка в 60-х стала способом выражения созревшего юношеского самосознания, но вряд ли кто-нибудь в начале 60-х мог всерьёз подумать, что она окажет такое огромное влияние на развитие самых разных жанров и музыкальную индустрию в целом.

Георгий Чалахешашвили