Магнитные кассеты из Африки, или «Другая» музыка на AMI Jazz Festival

06.11.2017

10 ноября в арт-центре Closer стартует второй по счету ежегодный AMI Jazz Festival. В лайнапе четырехдневного музыкального события, по традиции, не только мировые представители современного джаза, но еще и «другой» музыки, которую не уложишь в определенные стилистические рамки. Это касается, например, совершенно уникального проекта из США под названием Awesome Tapes From Africa. В данном случае избитый эпитет «совершенно уникальный» заслужен – говорящее название тут не просто забавное сочетание слов, а вполне информативный заголовок: это действительно магнитные кассеты из самой настоящей Африки. И очень разные: из 70-х, 80-х, 90-х и современные; с Севера, Юга, Запада, Востока и из самого сердца Черной Африки. На сайте проекта, который уже разросся до лейбла, так и написано скромно: «это музыка, которую, вероятно, вы не услышите нигде, кроме региона ее происхождения.»

Brian Shimkovitz, a DJ and blogger works in his apartment in Lower East Side in New York on Friday, October 14, 2011. Ramin Talaie for The Wall Street Journal SLUG: NYAWESOMETAPES Published Credit: Ramin Talaie for The Wall Street Journal
Brian Shimkovitz / Published Credit: Ramin Talaie for The Wall Street Journal

Начало всему положил Брайан Шимковиц, который под псевдонимом Awesome Tapes From Africa теперь выступает на фестивалях по всему миру, играя с кассетного магнитофона найденную им во всех уголках Африки музыку. Но он вовсе не из парней, которые хотят «хайпануть» на волне необычной и интересной музыки из такого загадочного места как Зеленый Континет. Все закрутилось около десяти лет назад, когда, будучи молодым этномузыковедом (есть такая профессия – искать по всему свету музыку), он поехал в Гану и нашел там несколько записей со звуком не менее невероятным, чем их обложки. Его поразило глубокое концептуальное различие между африканской и всей остальной, глобальной, музыкой. Еще через пять лет появился блог, миссией которого стало рассказать, что же такое, на самом деле, африканская музыка.

Cкоротать вечер за ноутбуком, исследуя этот блог и сопутствующее ссылки, будет очень неплохой идеей. Коллекция записей впечатляет и, кроме того, все они сопровождаются оригинальным ревью от самого Брайана, а ниже часто можно наблюдать еще и дискуссию в комментариях вовсе не чужих теме людей. За каждой обложкой новый мир от африканского хип-хопа (ожидаемо) до этнической музыки с Коморских островов (неожиданно) и южноафриканского синти-попа (ого!).

Awesome-Tapes-2-1024x547

Теперь Брайану, после регулярных поездок в Африку, приходится выбирать среди тысяч кассет те, которые он будет ставить тут, в Америке и Европе. Его сеты обычно начинаются с легких акустических мелодий и уходят к тяжелым, наполненным грувом, электронным трекам. Брайан говорит:

Сейчас коллекция насчитывает до 4000 записей, которые находятся в хранилище в Южном Вильямсбурге, но я еще прослушал лишь очень малую часть. Я опубликовал около 250 записей на Awesome Tapes From Africa с начала работы в 2006 году. Это не то, чтобы много, учитывая количество прошедших лет, но я действительно стараюсь вслушиваться и находить реально отличные темы, перед тем, как их оцифровать.

Кроме коллекции находок, Awesome Tapes From Africa – это еще и лейбл на котором записываются артисты из Африки. Брайан отбирает самых интересных музыкантов и предлагает сотрудничество.

«Никто не выкладывает свой номер мобильного в интернете сейчас, – смеется Шимковитц, – но он это сделал, с ним было очень просто связаться!» Так Брайан рассказывает о Hailu Mergia, своей последней находке, «совершенной и возвышенной музыке от одной из групп эфиопского джаза и соула». Он позвал Hailu в турне: «Это совершенно потрясающий музыкант, люди влюбляются в него, когда он начинает играть», — говорит Брайан.

Но не всё всегда было так легко. Восемь лет ушло на поиски артиста под псевдонимом Ata Kak, чья запись 1994 года Obaa Sima была выпущена тиражом всего в 50 экземпляров. О его поисках даже снят документальный фильм от Radio 4. Наконец, совсем недавно он был найден черт знает где в Гане, а уже в марте 2016 года с его разрешения вышло переиздание той самой записи. Теперь он гастролирует по всему миру.

Изначально его привлекла обложка кассеты, позже он узнал ее историю: «Ata Kak жил в Торонто, пошел в местное фотоателье, натянул там на себя кожаную куртку и солнцезащитные очки, а в заднем кармане у него был микрофон – со всем этим он сфотографировался в фотобудке, что и стало обложкой».

0008852656_10

В конце-концов, иногда знаменитая фраза о том, что говорить о музыке – это все равно, что танцевать об архитектуре, несправедлива. Музыкальный бекграунд важно и нужно знать, это делает слух тоньше и восприимчивее. Не знали бы вы всех этих историй об этих африканских артистах, стали бы включать их в свой плейлист из тысячи песен? Безусловно, одна из причин пойти и послушать Awesome Tapes From Afrika – это редкое в диджитал-эпоху чувство чего-то действительно уникального, чего-то, о чем можно и в компании рассказать интересную байку.

Awesome Tapes From Africa можно будет услышать 10 ноября в арт-центре CLOSER. Билеты тут.

Олег Шовенко