Квинтет Дарины Гаврик — Best Of Esperanza Spalding

03.09.2019

Эсперанцу Сполдинг в Украине знают, к счастью, не понаслышке, так как она побывала у нас в 2016-м на Альфа Джаз Фесте. Припоминаю, ее концерта ждали как сенсации. Слава young prodigy, закрепленная официально премией Грэмми в номинации Best New Artist, все еще бежала впереди певицы (хоть Эсперанца уже переступила порог тридцатилетия). Тем более что она должна была представить совсем свежий и в то же время концептуальный альбом Emily’s D+Evolution. Но само выступление вызвало неоднозначную реакцию. Во всяком случае, это был один из немногих концертов за всю историю львовского фестиваля, во время которого публика покидала зал, причём довольно массово (хотя большая часть зала, конечно, осталась, а перед самой сценой царило ликование). «Д+Эволюция Эмили», выходившая за границы джазовых форматов и представлявшая собой нечто вроде рок-оперы, оказалась слишком концептуальной и осталась не вполне понятой, а Эсперанца не совсем услышанной.

Программа, подготовленная певицей Дариной Гаврик и посвященная музыке Эсперанцы Сполдинг — это возможность вернуться и оживить тот вечер (хотя бы в интерпретации), и, в то же время, пережить по-новому. Дарина явно влюблена в свою героиню (иначе и быть не могло), и как-то особенно восприняла концептуальный посыл музыки Эсперанцы. Каждую песню она сопровождает коротким предисловием, пояснением и переводом (т.е. не просто музыка, но и месседж). Редкий случай.

Да и в характере исполнения есть какая-то (по всей видимости неслучайная) близость. У Дарины очень гибкий, солнечный голос. Ее манере пения свойственна мечтательность, углубленная или даже несколько отстраненная. Она легка в стремительных мелодических переходах, а в балладах ее речь-пение богата интонационными оттенками.

Украинская певица выбрала песни из двух альбомов – Esperanza и Emily’s D+Evolution, при этом выстроив удачную и по-своему цельную последовательность.

Три песни из Emily оказались в рамке песен из Esperanza:  I Know You Know, Love in Time, Espera, Precious, Fall in (все из Esperanza), One, Unconditional Love, Judas (Emily’s D+Evolution), She Got to You, Cuerpo y Alma (Body and Soul), Tell Him, Mela (снова Esperanza). Упрощенно говоря, рок из Emily оказался в рамке джаза (а Esperanza – альбом легкий, отчасти лирический и сильно окрашенный латинскими ритмами) и переходы были незаметными.

 Еще один интересный момент в драматургии концерта состоял в частичном отказе от привычного джазового формата, когда в каждой композиции все или почти все музыканты солируют по кругу. Немало композиций были исключительно песенными. Инструментальные соло случались через раз (а то и через две-три песни), что делало их более непредсказуемыми и акцентированными.

Дарину поддержали прекрасные партнеры: Алексей Боголюбов (фортепиано и клавишные), Миша Менделенко (гитара), Кристина Кирик (контрабас) и Роман Гуменюк (барабаны).

Солировали в основном Миша Менделенко и Алексей Боголюбов, которые составили своеобразный дуэт в квинтете и даже в буквальном смысле: в одной из песен (вступительной I Know You Know) они импровизировали в диалогическом режиме вместо соло.

Миша Менделенко – музыкант, который быстро эволюционирует. Его стиль импровизации становится более лаконичным, но при этом лирически интимным и мелодичным, благодаря чему и каждая отдельная нота становится более выразительной.

Тонкий контраст по отношению к нему составил стиль импровизаций Алексея Боголюбова (по крайней мере, в этот раз): скорее лирически-экстатический и с акцентом не на мелодике, а на гармоническом развитии.

Кстати (по поводу дуэта), две песни были спеты Дариной как раз дуэтом: Fall in – с Алексеем Боголюбовым и Tell Him – с Кристиной Кирик на контрабасе. Получилась еще одна, внутренняя, рамка для «Эмили».

Кристина сыграла пару коротких импровизаций, но осмысленных и выразительных. Роман Гуменюк от соло воздержался и играл довольно ровно, но в какой-то момент словно бы сильно прибавил, а когда прибавляет барабанщик, это всегда сказывается на ансамбле в целом.

Почти каждому концерту свойственна своя динамика эмоциональных всплесков, которую невозможно срежиссировать. Невозможно запланировать подъемы чувства, импровизационные находки. Они случаются. В этот раз движение шло от одного эмоционально яркого момента к другому, от одного удачного соло к другому, но вдруг словно забил какой-то фонтан. Это «вдруг» случилось в песне Judas, и дальше все будто покатилось с горки. Какой-то эмоциональный поток, который не исходит от кого-то одного, а обнимает всех. И такое случается не всегда.

Кульминацией стала финальная песня Mela, где к квинтету добавился трубач Михаил Василенко. Сначала его соло, затем Миши Менделенко. Все разогналось. И, наверное, поэтому Алексей Боголюбов, начиная свое – заключительное – соло, напротив, сбросил динамику и начал почти из тишины в не совсем свойственной ему манере (скорее ближе к Брэду Мелдау, чем к Киту Джарретту), но затем быстро набрал обороты, включилась специфическая аритмия a la Хэнкок. И это уже стало кульминацией кульминации.

Автор: Александр Юдин