Квартет Алексея Петухова и Михаила Евтушенко

27.09.2019

Репортаж Александра Юдина с концерта в 32JazzClub

Сотрудничество одесского пианиста Алексея Петухова и саксофониста Михаила Евтушенко из Черкасс, пожалуй, неожиданность. Дело не только в том, что при нашем уровне развития джазовой логистики постоянное партнерство, как правило, складывается между музыкантами из одного города. Когда творчески встречаются музыканты, которых знаешь и ценишь по отдельности и в музыкальном, и в человеческом проявлении (в случае с Алексеем – уже давно, а с Михаилом – относительно недавно), – это очень приятный сюрприз. Такие совпадения, помимо того, что они радуют музыкальным результатом, пожалуй, еще и поддерживают веру в некие идеальные величины, соединяющие людей.

Однако о музыке. Программа концерта получилась весьма разнообразная, можно было бы даже сказать, эклектичная, если бы не уместно подобранный заголовок «Автопортрет», что, по-видимому, подразумевает даже два автопортрета. Таким образом, музыканты стремились если и не представить в полной мере, то намекнуть на разные направления своих творческих влечений.

Прозвучали джазовые стандарты еще 20-х годов (Stardust, Without a Song) вперемешку с небольшой дозой классики (пьеса Франсиса Пуленка),  затем еще немного классики, но уже в джазовой интерпретации (пьеса Эрика Сати), конечно, авторские композиции Михаила Евтушенко и Алексея Петухова, стремительный свинг (композиция современного джазового органиста Джоя Де Франческо «See What I Say», а также джазовая версия песни из кинофильма «Приключения Электроника»).

Алексей Петухов – музыкант творчески очень многосторонний, с большим диапазоном приемов и выразительных средств, но его характерная черта состоит в том, что в каком бы стиле он ни играл (несколько в манере Эрролла Гарнера в «Stardust», или в отрывистой и ритмически острой манере ближе к Хэнкоку, как «Вальсе для Юстины» (Михаила Евтушенко), или, тем более, в своих собственных сочинениях), – в его исполнении всегда, или почти всегда, присутствует лирическая составляющая и некий романтический пафос. Хотя, судя по этому концерту, в его манере прибавилось ритмической остроты, приятно щекочущих диссонансов. А как композитора его, кажется, больше влечет к лирике и балладам.

Нельзя не отдать должное Алексею еще в одном направлении творческой деятельности – это джазовые версии песен и известных музыкальных произведений ушедшей эпохи. Причем выбор Алексея обычно довольно неожидан. Помнится, он успешно «перенес» в джаз «Время, вперед!» Георгия Свиридова, а также некоторые одесские песни. И вот теперь еще одна просто шикарная, богатая аранжировка киношлягера «Бьют часы на старой башне», в которой соединились ритмы и интонации госпела, фанка и, кажется, не без мысли о «Let It Be» Beatles. Браво!

Если у Алексея, по его собственным словам, всегда проблема с тем, как назвать свои произведения (поэтому свои баллады он, не мудрствуя лукаво, просто нумерует – Баллада № 1, № 2, – что составляет повод для шуток в отношении себя), то у Михаила Евтушенко в этом отношении определенно талант. Каждая из трех представленных им композиций кажется интимно вплетенной в жизнь автора, может быть, даже написанных самой жизнью: посвящение племяннице «Вальс для Юстины», посвящение жене «Soft Diamond» и посвящение детям «Keep Sleeping». За каждой стоит короткая, но органичная история ее рождения. Ощущения интимности в данном случае добавляет и избранный ритм: в первых двух композициях – это вальс. В третьей – двойной ритм: замедленное ча-ча-ча, которое время от времени переходит в босанову. Звучание тенор-саксофона Михаила (также он играет на сопрано-саксофоне) отличается мощным, глубоким то бархатным, а то чуть хрипловатым саундом, а по манере игры и диапазону эмоций более всего напоминает Декстера Гордона. Даже в быстрых темпах и виртуозных вариациях у Михаила все равно сохраняются интроспективные тона. И там, где импровизация достигает кульминации, и саксофон начинает стонать, в этом стоне слышится не столько страсть или драйв, сколько интимность и лиризм.

Еще два члена квартета – Катерина Кучерявая на контрабасе и Андрей Гончаров на барабанах. Андрей Гончаров – одессит и, кажется, в прошлом студент Алексея Петухова, а теперь его постоянный партнер. Андрей отыграл концерт, хотя и без соло, но разнообразно, а главное — с высокой степенью включенности, даже трепетности, как в быстрых, так и в медленных темпах. Очень удачна brush-work в балладах Алексея.

О Катерине Кучерявой уже приходилось писать всего неделю назад по поводу концерта квинтета Даниила Винарикова и Константина Ивчука, и, в общем, можно повторить то же самое. Кажется, Катерина уделяет большое внимание звукоизвлечению. Звучание ее контрабаса – существенная составляющая динамики ансамбля. На счету Катерины одно соло: короткое, несуетливое, но выразительное.

Текст: Александр Юдин