Краткая история soul в 7 треках

08.02.2018

Соул уходит корнями к африканскому песнопению и джазовым вокальным импровизациям. Своей чувственностью и экстатичностью соул музыка завоевала сердца миллионов и получила развитие в виде фанка, диско и R`n`b. В ожидании концерта Soulike Band, который пройдёт в пятницу, в 20:00 в 32JazzClub, Old Fashioned Radio рассказывает об истории и самых значимых фигурах соул и фанк-сцены.

Обладая одним из самых узнаваемых голосов в мире, Рэй Чарльз совершил настоящую революцию в музыке. Фрэнк Синатра назвал Рэя «единственным настоящим гением в шоу-бизнесе».

Его называют родоначальником соула. А это значит, что без Рэя не было бы ни Джеймса Брауна, ни Стиви Уандера, ни Майкла Джексона. Пик его творческой карьеры пришёлся на 60-е. Тогда была записана зажигательная пьеса «Hit The Road Jack», ставшая культовой и всеми любимой именно в исполнении Рэя.

Двумя годами позднее вышла «Georgia on My Mind». В оригинальной версии песня посвящена девушке по имени Джорджия. Но впоследствии композиция стала настолько популярной, что была объявлена гимном штата Джорджия.

К концу 60-х политическая обстановка в США накалилась до предела. Убийство Мартина Лютера Кинга вызвало волну протестов против расовой сегрегации, повлёкших за собой немалые жертвы. Протест нашёл отражение и в чёрной поп-музыке. Одним из первых музыкантов, затронувших тему расового противостояния, была Арета Франклин. Певица выпускает альбом «I Never Loved a Man the Way I Love You», где поднимает острые социальные вопросы. Заглавная песня «Respect»  монолог женщины, требующей уважения к себе, впоследствии превратилась в гимн феминистического движения.

В том же году Джеймс Браун записывает альбом Cold Sweat, предопределивший будущее поп-музыки. И будущее носило имя «фанк».

Музыканты стали чаще затрагивать темы расового неравенства, а сама музыка стала более прыгучей, яркой и чрезвычайно ритмичной. Именно тогда родилась «Say It Loud – I’m Black and I’m Proud» – песня-манифест созревшего афроамериканского самосознания.

Слэп техника игры на бас-гитаре, при которой звук извлекается ударом по струне, радикально расширил тональную палитру баса и стал визитной карточкой фанка. Изобретение этого приёма приписывают бас-гитаристу Sly & the Family Stone (а позже и собственной группы – Graham Central Station) Ларри Грэму. Сам музыкант называет свой стиль «thumpin’ and pluckin’», но как бы кто не называл, слэп навсегда вошёл в арсенал фанкмэнов, став неотъемлемой частью жанра.

Со временем фанк отошёл от политической борьбы и приобрёл коммерческий характер. Одна из ключевых фигур соул-музыки середины 70-х Стиви Уандер – признанный гений, с вокальным диапазоном в 4 октавы. Пластинка «Talking Book» сделала из Уандера суперзвезду, а песня Superstition вошла в историю, как «классика фанка».

Эволюция соула продолжается по сегодняшний день. Soulike Band – группа молодых профессиональных музыкантов. Лидер группы Сергей Яндюк приглашает, шаг за шагом, пройти путь от яркого ритм-энд-блюза и Нью Орлеанского фанка 1970-х, до современного R’n’B. В репертуаре коллектива легендарные хиты звёзд соул-сцены: Джеймса Брауна, Айзека Хайса, Бетти Райт, как в традиционных, так и в авторских аранжировках. Сергей рассказывает: «В своём творчестве мы выражаем любовь к музыке, душевное единство и радость, которую хотим дарить слушателям».

SouLike_Event_01-01

Хотите войти в грув вместе с музыкантами? Ждём вас в пятницу, в 20:00 в 32JazzClub! Купить билеты.

Георгий Чалахешашвили