Константин Колесниченко: Губная гармоника – это всегда игра вслепую

16.02.2018

Сегодня 17 февраля, в 20:00 в 32JazzClub, состоится концерт «Bullet Blues Band». Группа появилась более девяти лет назад в Днепре и заработала репутацию коллектива, играющего аутентичный электро-блюз в классическом составе. За это время коллектив успел выступить на нескольких тематических фестивалях и разделить сцену со многими известными исполнителями: Keith Dunn, Guy Davis, Robert Lighthouse, Daniel Jeanrenaud.

Губной гармонист «Буллетов» Константин Колесниченко рассказывает о тонкостях исполнения блюза на губной гармонике в интервью Old Fashioned Radio.

IMG_6142

Как появился «Bullet Blues Band»?

Всё началось на одном из первых джемов, проходивших тогда в Днепре. Мы сразу сошлись в музыкальных вкусах и довольно быстро сыгрались. Так, регулярно собираясь в джемовом варианте, мы в один момент осознали, что стали полноценной группой.

Тогда же и возникло название. У нас был маленький транзисторный усилитель, в названии которого фигурировало слово «bullet». Это же слово есть в названии традиционного микрофона для губной гармоники: «Green Bullet». Олег Лаврик, гитарист, посмотрел на микрофон и сказал: «Давайте назовёмся Bullet Blues Band». На мой взгляд, целеустремлённое название.

untitled-2890

Всегда ли участники вашего коллектива занимались музыкой?

Олег играл в рок-группах ещё с 80-х и в начале 90-х активно гастролировал по странам бывшего Союза. Бас-гитарист, Костя Тихонов, тоже пришёл из рок-музыки, но его всегда тянуло к блюзу. А для меня Bullet Blues Band – первая группа.

Кто такой блюз-харп исполнитель?

Блюзовые музыканты 40-х – 50-х окрестили гармошку «блюзовой арфой». Это название устоялось, и сейчас многие модели губной гармоники называются «Blues Harp». Мне хотелось играть блюз, соригинальничать, ведь на гитаре играют многие. Плюс гармоника была для меня доступным инструментом.

untitled-2785

Как научиться играть на «блюзовой арфе»?

Это не самая простая задача. Нужно хорошенько позаниматься, чтобы сыграть что-то внятное. Порог вхождения для качественной игры довольно высокий. Сложность состоит в том, что, к примеру, пианист видит, что он играет, а губная гармоника – это всегда игра вслепую.

Можно ли научиться играть на гармонике самостоятельно?

Если у новичка нет базовых знаний в музыке, или преподавателя, который контролирует процесс – будет непросто. Разучить одну мелодию не составит труда и за день, но чтобы сыграть хороший блюз, или джазовый стандарт, нужно попотеть.

Проблема в том, что у нас не учат играть на губной гармонике ни в музыкальных школах, ни в других учебных заведениях. Учиться можно разве что на частных занятиях.

untitled-2806

Мой друг, Игорь Гурский, открыл школу игры на губной гармонике, и я веду блюзовые курсы. Есть целая методика, по которой мы выпустили внушительное количество учеников. Физических ограничений нет, любой может научиться играть. Есть даже мнение, что игра на гармонике помогает при астме.

Что нас ожидает на концерте сегодня?

Это будет концерт классического блюза «золотой эпохи». Прозвучат композиции Little Walter, Muddy Waters, Willie Dixon. В блюзе столько превосходного материала, что у нас нет необходимости придумывать новые песни. К тому же, стилистически правильно сочинить песню очень сложно, далеко не у всех это получается.

Другие блюзовые коллективы больше любят «гитарных героев», но у нас свои пристрастия от «отцов-основателей» до более современного блюза. Мы играем эту музыку давно, и буквально живём ею. Если вы любите классический чикагский блюз в электрическом звучании – вам на наш концерт!

Георгий Чалахешашвили