Konstantin Ivchuk Group — Surrender

01.11.2019

Репортаж Александра Юдина с концерта в 32JazzClub

Музыка в стиле ECM в украинском джазе, пожалуй, редкость. И в этом смысле дебютный альбом гитариста Константина Ивчука, обнаруживающий в нем приверженца этого музыкального стиля, едва ли не исключение.

Как известно, фирменное определение ECM-джаза следующее: «Лучшая музыка после тишины». Нередко такую музыку называют атмосферной. Но одним эпитетом здесь не обойтись. Это верно лишь в том смысле, что эмоциональный и динамический диапазон этой музыки ограничен рамками определенного и довольно сдержанного, преимущественного созерцательного настроения, а индивидуальная выразительность и экспрессия исполнителей здесь далеко не на первом месте.

Презентация альбома состоялась 1 ноября в 32JazzClub с одним изменением в составе исполнителей. На контрабасе вместо Ярослава Товарянского играл Николай Кистеньов.

В альбоме видна глубокая продуманность композиции как отдельных вещей, так и альбома в целом, а прекрасные индивидуальные качества музыкантов подчинены общему замыслу.

Темы композиций по большей части просты и не претендуют на мелодичность (за исключением заглавной вещи), а задают, так сказать, состояние и вектор его развития.

Начальная композиция альбома с обращающим на себя внимание названием Peaceful warrior начинается с простой как зуммер телефона нисходящей фразы. Но и здесь, и в других композициях, тема скорее задает определенный эмоциональный градус, «погодные условия» для последующего блуждания в атмосфере, оттенках облаков или света. В этих оттенках, в выдержанности эмоционального диапазона и соответствующей стилистики состоит основная особенность и привлекательность музыки Константина Ивчука.

Swan – созерцательная композиция также с незамысловатой темой – как вдох и выдох, – украшенная двумя медитативными соло Константина Ивчука (гитара) и Алексея Боголюбова (рояль), которые своими словно бы «капающими» из тишины звуками, даже если не знать о названии, вызывают ассоциацию с созерцанием бликов и кругов на воде.

Denzel Washington являет собой контраст настроений. Композиция начинается с опять же нисходящей, но весьма энергичной, едва ли не воинственной фразы, которая неожиданно сменяется медленным темпом и соответствующим, но уже скорее не созерцательным, а самоуглубленным настроением. Эмоционально центральное место в композиции принадлежит соло Ростислава Войтко на саксофоне – лиричное, может быть, даже исповедальное до болезненности, почти шепчущее и одновременно пронзительное, – за которым, как бы скрадывая обнаженность чувства, следует сдержанное и лаконичное соло Ярослава Товарянського на контрабасе. Оба соло звучат на фоне бережно поддерживающего их фортепиано Алексея Боголюбова.

В Last day of freedom на передний план выходит барабанщик Николай Домашов, исполняющий сразу два соло: вступительное – колористическое, ритмические свободное «бормотание» барабанов, вызывающее «скандинавские» ассоциации, и завершающее на рифе фортепиано и клавишных – более энергичное и ритмичное, но также выдерживающее какую-то меру между колористикой и экспрессией. Оба соло служат словно бы рамкой в композиции, охватывая собой две медитации – Ростислава Войтко и Алексея Боголюбова.

Invisible friend – самая протяженная и сложная по строению композиция, богатая ритмическими переходами. Почти мини-сюита, явно распадающаяся на две части. Первая представляет собой ритмически раскованный диалог Ростислава Войтко на саксофоне и Алексея Боголюбова на фортепиано, переходящий в свободную импровизацию, к которой присоединяется Николай Домашов на барабанах, и затем возвращающийся к основному ритму. Вторая часть отличается высоким темпом и включает в себя два соло. Сначала соло Константина Ивчука на гитаре – стремительное, можно сказать, летящее, отдаленно напоминающее по стилю Пэта Метини, а затем следует импровизация Алексея Боголюбова, которая начинается как раздумье rubato, а затем, возвращаясь к высокому темпу, заданному Ивчуком, постепенно достигает предела динамики и экспрессии. Именно в этом соло находится эмоциональный и динамический пик всего альбома, а сама композиция – максимум индивидуальной самоотдачи и выразительности всех солистов.

Композиция Surrender дает название всему альбому и представляет собой его композиционный и смысловой центр. Она отличается красотой темы и представляет собой эмоциональное разрешение длительного динамического напряжения, созданного предыдущей песней. И хотя по характеру и настроению мелодию можно назвать «осенней», словно бы с печалью обращенной в прошлое, композиция включает в себя два мажорных эпизода в ритме вальса, которые на короткое время создают или предвосхищают ощущение эмоциональной гармонии.

И в заключительной композиции альбома Shadow dance, пожалуй, самой многообразной по числу разных по характеру ритмов. Печали здесь уже нет, а меланхоличность уравновешена активностью, хотя заключительное соло Константина Ивчука и кода в исполнении Алексея Боголюбова вновь возвращаются к созерцательному настроению и внутренней тишине.

Пожалуй, этот альбом, который представляет музыку, культивирующую тонкие и самоуглубленные состояния, вряд ли может рассчитывать на большое количество поклонников, но он, безусловно, заслуживает того, чтобы найти своего чуткого слушателя.

Текст: Александр Юдин

Фото: Елеонора Тривигно