Игорь Осипов: «С Берлином у нас сложилось, как складывается с людьми»

05.07.2017

Джазовый гитарист Игорь Осипов родом из Донецка, а последние пять лет живет и работает в Берлине. На прошедший Alfa Jazz Fest он привез свой интернациональный Igor Osypov Quartet. Пользуясь случаем, мы поговорили о переезде, музыке и важных именах мировой сцены.

19457820_1356903484344704_1099195326_o

Расскажи о программе и музыкантах, с которыми вы выступили на Alfa Jazz.

Я приехал на Alfa Jazz с новой программой и относительно новым составом. Это американский саксофонист Логан Ричардсон, польский контрабасист Макс Муха и латвийский барабанщик Иварс Арутюнян. С Логаном мы записывали мой первый альбом „I“ в 2014 году, Макс принимал участие в записи альбома „Dream Delivery“ в 2016, с Иварсом мы часто играем в разных составах — в том числе, мою авторскую музыку. Как и всегда в джазовой сцене, состав бэнда очень подвижен: часто не получается поехать в тур с теми же музыкантами, кто записывал альбом. Но это и круто тоже, потому что каждый привносит свое видение, каждый строит музыку иначе, и получается каждый раз по-новому.

Какие у тебя остались впечатления от фестиваля?

Я не успел много увидеть и услышать, не было времени посмотреть другие сцены, послушать хэдлайнеров. От нашего концерта хорошее впечатление осталось, было приятно играть для отзывчивой украинской публики. Хорошая энергия. Нам понравилась сцена (возле Дворца Потоцких): такая камерная, как раз для нашего бэнда, и рядом парк, много зелени, в этой атмосфере приятно играть. Люди сказали, что и звук был хороший, так что я всем доволен.

Погулять по городу тоже не успел?

Я – нет, потому что встречался с семьей и друзьями, а Макс и Иварс (басист и барабанщик) успели немного, и им очень понравилось. Иварс в первый раз во Львове и говорит, что не ожидал, что все будет так красиво – тут и архитектура, и много зелени, и атмосфера своя.

Кого-то успел послушать?

Я на джеме слышал ребят из Киева – было много хороших саксофонистов и трубачей, гитарист был. Потом услышал Yellow Jackets. И все. Мы уже на следующий день уехали.

Вы часто выступаете в Украине? В целом, где играли за последний год?

В Украине мы были похожим составом полтора года назад на фестивале JazzBez (тоже с Логаном и Максом, но барабанщик был другой). За последние несколько месяцев мы играли в Копенгагене, Париже, Лондоне, Варшаве, много играли в Берлине.

19693381_10212945664571325_5604495836253507765_o

Кстати, о Берлине. Расскажи, с чего все начиналось, что привело тебя к решению переехать?

Переехал я по множеству причин. В первую очередь, потому что хотел жить в месте с большой и активной сценой, где среда позволяет развиваться, где можно много играть и работать. До переезда я немало играл в Донецке и Украине, ездил на фестивали, участвовал в конкурсах, делал записи в разных составах. С тех пор прошло уже почти пять лет, много всего произошло. Как музыкант я с тех пор очень изменился, изменилось отношение к профессиональной деятельности. Хотя, конечно, я помню и ценю свои корни и с теплом вспоминаю своего учителя из музыкальной школы: потому что из всех преподавателей в Украине, включая тех, кто повстречался мне в консерватории, он оказал на меня наибольшее влияние и с ним, наверно, связано мое первое увлечение джазом в детстве.

Почему именно Берлин и Институт джаза?

Берлин – потому что так сложилось, как складывается с людьми. Я поступил учиться, но учеба никогда никогда не определяла мою жизнь. Институт — это хорошая платформа для коммуникации, где среда поддерживает и структурирует твою деятельность, где вокруг много очень хороших музыкантов. У меня в институте преподавали Курт Розенвинкель, Джон Холленбэк, Грег Коэн и многие другие. Я за это время многое в музыке стал воспринимать и делать иначе, но не потому что сидел где-то в аудиториях и слушал какие-то лекции, а потому что мы могли играть вместе, общаться, обмениваться идеями.
19642481_1723586954337260_7507922122444761219_n

У тебя есть любимые джазовые клубы в городе? Куда идти за знаменитой берлинской атмосферой?

Мне кажется, клубы, куда идут туристы, и клубы, куда ходят музыканты – это разные места. Какой-то универсальный совет, куда пойти, я дать не могу. Я бы советовал просто смотреть, где играют музыканты, которых интересно послушать, и идти туда, а какой это будет клуб, уже неважно.

Что посоветуешь украинским коллегам, которые тоже хотят уехать в Европу? Как реально оценить свои перспективы и с чего начать?

Я не чувствую себя вправе раздавать советы, как будто знаю больше других. Я знаю о себе: я хотел работать, писать, играть с хорошими музыкантами, слушать хороших музыкантов, нормально функционировать в профессиональной среде. Так сложилось, что мне это легче делать тут, в Европе. Мне кажется, чтобы понять, насколько это нужно тебе самому, достаточно просто поехать куда-то, послушать, как играют, пообщаться, и будет понятно. А уже практический путь найдется. Есть вузы, куда можно ехать учиться, есть всякие стипендии и гранты, но учеба – это только один из путей, и он на самом деле ничего не обещает.

19702807_1723586964337259_4388113067602981208_o

Тогда поговорим о музыке. Есть мнение, что джаз — скорее “музыка для музыкантов”, чем для публики. Ты согласен?

Это сложно оценить, будучи музыкантом. Но я склоняюсь к мысли, что нет, что к любой музыке есть выход у разных людей, и это не зависит от их осведомленности. Есть, конечно, вещи, которые будут больше впечатлять, если понимать, как это сделано, но много есть и такого, что не обязательно нужно уметь анализировать изнутри, а достаточно только слушать и воспринимать. Взять хотя бы джаз начала двадцатого века – он, по-моему, звучит настолько доступно и универсально, что пойдет любой публике, вне зависимости от ее образования и рода деятельности.

А как научиться любить и понимать джаз неискушенному слушателю?

Тут вообще как с любым занятием – главное делать. Сейчас так много музыки, нужно только начать. Просто включай и слушай, не нравится – переключай. Не лень – переключай, пока не найдется что-то, что понравится. Как понравится, пойди на концерт, потом еще и еще. Никакого другого рецепта у меня нет.

19642340_1723587034337252_8966227367898374921_n

Что поменялось в твоей музыкальной рутине, какие открытия ты сделал для себя?

Я часто открываю для себя что-то, когда слушаю музыку. Это может быть маленький момент — полминуты или двадцать секунд – и он потом будет долго крутиться в голове. Из таких моментов вырастает что-то новое. У меня тогда бывает ощущение, что этот кусок там был спрятан специально для меня, и его никто больше не должен был услышать (смеется).

Твой вкус изменился за последние несколько лет?

Я просто больше стал слушать музыки. Стараюсь брать из нее все, что можно. Мне нравится доступная, песенная музыка — чтобы слушать грув и гармонию, вокал. Я обращаю внимание на детали в аранжировке, в сведении. Конечно, по-прежнему нравится слушать традиционную джазовую музыку – Колтрейна, например.

19458239_1356903431011376_1163762432_n

Что еще сейчас слушаешь?

Иногда я ухожу очень далеко от джаза. Имен очень много, даже сложно сказать. В моем плейлисте на ITunes последние имена: Майкл Киванука, Стив Леман, Tame Impala. Последний альбом Амброуза (Ambrouse Akinmusira) очень классный. Soweto Kinch – тоже очень крутой последний альбом, такая хорошая смесь хип-хопа и джаза.

И последнее. Как ты думаешь, каких исполнителей нужно привозить в Украину? О ком мы не знаем, с кем знакомить публику?

Мне кажется, эти пробелы потихоньку заполняются. Вот на Альфа Джазе в этом году играли Criss Cross All Star Band – ведущие музыканты нью-йоркской сцены. В том году была Эсперанца Сполдинг. Такого плана больше бэндов хотелось бы, больше молодых музыкантов. Есть очень много молодых артистов, чьи корни растут из джаза, но в их музыке все очень перемешано. К примеру, на британском фестивале, где я недавно играл, наряду с трио Чика Кориа и квартетом Криса Поттера играли Мешель Ндеджеочелло, Лианне Ла Хавас, Лаура Мвула, Снарки Паппи – мне очень понравилось!

Фото: Dennis Adu, Serge Martini