Харьковский авангард. Акт третий: молодые художники. Минин, Гамлет и Алина Клейтман

22.12.2017

В Национальном художественном музее проходит большая выставка посвященная феномену харьковского авангарда. “Город Ха. Харьков авангардный: проект-исследование” будет продолжаться до 18 февраля.

25438966_10155103438658144_3134394805720587061_o-2

За два месяца можно не только рассмотреть 25 харьковских художников, но и пообщаться с современными культурными деятелями первой столицы (Сергей Жадан, Олег Дроздов, Павел Маков, Гамлет). Также параллельно выставке в музее будет и кинопрограмма: фильм “Дом” о Госпроме, документальный фильм “Конструктор Василий Ермилов”, “Вагрич и черный квадрат” о концептуалисте Вагриче Бахчаняне, фильм “Проект дождя” о Гамлете и документальный фильм “Дом Слова”.

Выставку мы разделили на три акта. В первых двух мы рассказывали об авангарде 20-х годов (Ермилов, Косарев, Синякова), Вагриче Бахчаняне и Харьковской школе фотографии. Теперь, наконец-то, мы дошли до молодых художников. Кураторы решили представить Харьков Романом Мининым, Алиной Клейтман, Юлией Голубь и Гамлетом Зиньковским.

Третий зал с современным искусством, казался, почему-то самым маленьким и нелогичным. Внимание сразу привлекает грохот инсталляции, которая подвешена на стене. Она напоминает флаг, только из деревянных массивных полосок. Это “кинетическая инсталляция” Романа Минина. Она удивляет не так своей формой, как тем, что Минин наконец-то изменил своей теме шахтерского фольклора. Поэтому на выставке часто слышалось: “Ой, а чья это работа? Минин? Неожиданно, наконец-то у него что-то новое”. Сам художник из Донецкой области, родился в семье шахтера и жил в этой среде. По его словам, своими работами он хочет обратить внимание на жизнь донецких шахтеров и мистифицировать их быт. Больше 10 лет Минин живет в Харькове, поэтому знают его как “харьковского художника”.

Кинетическая инсталляция «Восток» Романа Минина
Кинетическая инсталляция «Восток» Романа Минина

В 2013 году, когда работа Минина “План побега из Донецкой области» появилась на премии PinchukArtCentre для молодых украинских художников, ему предрекали невозможность международного признания, ведь тема шахтеров и Донбасса будет непонятной. В итоге эта работа принесла ему известность за пределами Украины, а в этом году работа «Генератор донецкого метро» была продана на аукционе Sotheby’s за $11 400.

Но вряд ли кто-то задумывается над стереотипами по поводу донецких шахтеров, о тяжелой работе или почему когда-то Донбасс был местом свободы и началом новой жизни. Люди, которые даже не всматриваются в детали, а видят какое-то сплошное яркое пятно, так и будут думать что это, о чем-то веселом, красивом и романтичном. Сам Минин говорит, что его картины могут вгонять в депрессию, но создают иллюзию счастья.

На выставке “Город ХА” творчество Минина, как мы уже упоминали, представлено кинетической инсталяцией “Восток”. На одной стороне деревянных дощечек нарисован китайский символ на красном фоне, а на второй желто-черная дорожная разметка, которая предупреждает об опасности. На кураторской экскурсии Сергей Братков отшучивается мол, ну “вы же понимаете, скоро всё захватит Китай”. Хотелось бы еще процитировать Браткова, хоть эта цитата и не имеет прямого отношения к работе Минина:

“Художники как фокусники. Одни долго готовят инсталляции, выставки и потом происходит чудо. А другие достают из рукава черт пойми что”.

Еще один популярный харьковский художник — Гамлет Зиньковский, которого многие знают просто как стрит-артиста Гамлета. В 2013-м вместе с Жанной Кадыровой и Николаем Ридным представлял Украину на 53-ой Венецианской биеннале. Зиньковский тогда презентовал два проекта: «Наедине с собой» и «Книга людей». “Наедине с собой” — это множество рисунков ручкой, которые похожи на поток мыслей запечатленных на бумаге, а “Книга людей” — сотни портретов размером в спичечный коробок.

Гамлет на Венецианской биеннале
Гамлет на Венецианской биеннале

Гамлет расписывает улицы Харькова с 2007 года. В том же году они с Романом Мининым организовали фестиваль стрит-арта, который тоже поддержала Муниципальная галерея. Более ста работ можно найти на стенах домов, в подворотнях, на гаражах. Кураторы выставки решили не ограничивать себя полотнами, поэтому привезли буквально кусочек Харькова: часть металлических ворот с работой Гамлета. На роспись города никто разрешения не дает, и по сути работы – это акт вандализма. Но работы Гамлета сохраняются, по словам художника местная власть дала приказ не зарисовывать работы, потому что “мы за это не платим, а оно само появляется”.

Вторая работа Гамлета, которая представлена на выставке перевернутый писсуар, оммаж к шедевру реди-мейда “Фонтан” Дюшана. “Фонтан” появился в 1917 году и в апреле этого года ему исполнилось ровно 100 лет. Гамлет перевернул писсуар, намекая на нестабильность в стране, и расставил подобные по всему городу. Назвал стрит-артист свою работу “Не фонтан”. Интересно, что одноименная работа была создана в 1991 году Авдеем Тер-Оганьяном в Москве: он предлагал помочиться в писсуар посетителям галереи.

Две работы Гамлета разделяет стул. Но это не реди-мейд, о котором вы подумали. Чтобы ознакомиться с работой, нужное ее послушать. Иван Светличный сначала занимался скульптурой, а сейчас работает со звуком, но тоже в качестве скульптурного объекта. Как объясняет сам Светличный, звук – это такой же язык, как живопись или скульптура.

Самыми логичными казались две видеоработы размещенные друг напротив друга: Алины Клейтманы и Юлии Голубь. Они учились на курсе Сергея Браткова в московской Школе Родченка. Алина Клейтман называет себя “шальной императрицей в мире искусства”. Свою видеоработу “Выбор” она подписала как “твой отец только спустя пять лет узнал что у меня тоже растут волосы”. Если смотреть на видео и не слушать его, то оно кажется безобидным: нога манекена женщины в чулке вертиться вокруг “своей оси”, а через чулок прорастают волосы. Но стоит послушать и начинаешь слышать привычные маты для современного искусства и дикие для стен НХМУ. Алина поет о “супер-женщине”. Так она называет своих героинь, которые оправдывают чужие ожидания. История в том, что девушке, которая ждет своего парня нужно побрить волосы в интимном месте. Когда он пришел, она с перепуга порезалась, а он ушел, подумав, что она его не ждала совсем. Эта ироничная работа рассказывает о том, что по мнению общества девушки должны соответствовать идеалам, быть женственными и ухоженными. Но каким образом это достигается – никого не волнует, хотя часто красота действительно требует жертв и боли.

На экране обнаженная девушка закрашивает белые стены красной (чуть ли не кровавой) надписью “свобода”. Это видеодокументация акции молодой харьковской художницы Юлии Голубь.

Большинство работ в последнем зале харьковский художник Мыкола Ридный называет файн-артом, т.е. коммерческими и салонными. Его фильм “Серые кони” входил в кинопрограмму проекта “Харьков авангардный”, но назвав выставку “профанацией” он решил отказаться от участия.

“Авангард создается вопреки традиции, а не как её продолжение. А выставка, наоборот, пытается показать переемственность и выглядит это очень искусственно. – комментирует OFR Ридный, – Авангард –  это историческое явление начала 20 века. Про современное искусство можно говорить как про актуальное или экспериментальное”.

Художник также считает, что кураторы создают неправильное понимание современной художественной среды в Харькове, упускают процессы и не называют другие места (вроде Ермиловцентра).

Сложно сделать какой-то вывод из третьего зала выставки “Город ХА”. Работы не связаны между собой какой-то одной темой и трудно понять логику их размещения: возле работы Павла Макова “Абетка” документация акции “Свобода” Юли Голубь. “Размытые границы” должны были показать некую “наследственность” между художниками. И если Татьяна Тумасьян говорит о том, что Макова и Гамлета связывает графика и “учительские отношения”, то почему они висят даже не параллельно друг-другу? Непонятно  ограничение авангарда и искусства Харькова как “соединения текста и изображения”. Потому что подобные обобщения ставят в один ряд разные техники и направления. Но на выставку точно стоит сходить ради авангарда 20-х годов, харьковской школы фотографии, концептуальности Вагрича Бахчаняна и иронии Алины Клейтман. А еще напоминаем, что вы сможете поговорить о Харькове с Сергеем Жаданом, Гамлетом, Павлом Маковым и Олегом Дроздовым. И посмотреть фильмы о Бахчаняне, Доме Слова, Госпроме и Ермилове.

Слушайте также подкасты программы «С Карасем не обо всем»

Оксана Семеник

  • 38
  •  
  •  
  •  
    38
    Shares