Дмитрий Лисенбарт: Ещё в 7 лет дал себе клятву смотреть мультики и есть мороженое всю жизнь!

28 сентября в Киеве открывается международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства LINOLEUM. На OFR.FM мы начинаем серию интервью о состоянии дел в украинской анимации с жюри конкурсной программы. Наш первый герой – украинский художник и режиссер-мультипликатор Дмитрий Лисенбарт.

Дмитрий – основатель своей мультипликационной компании Lisenbart animation studio, сегодня возглавляет «Укранимафильм». Он поделился с нами своими размышлениями об украинской анимации, своей работе и о том, стоит ли запрещать современные мультфильмы.

#ZNKMM_Lisenbart_01-01 (1)
Фото Кирилла Авраменко

Изначально, вы – художник, почему захотелось заставить картинки двигаться?

Я рисовал и очень много. Ещё в 7 лет дал себе клятву смотреть мультики и есть мороженое всю жизнь! Но вообще, на анимацию меня вдохновили просмотры редких, на то время, комиксов. Сами мультфильмы меня завораживали тем, что можно было самому придумывать свой мир. Наверно, это и сыграло ключевую роль в моем желании рисовать в направлении анимации.

Есть ли у вас рецепт, как создать удачный мультфильм?

Конечно, как и в любом блюде есть рецепт. Вкусная идея, хорошо спланированный процесс, качественное изготовление — гарантия хорошего продукта.

Вы работаете как с зарубежными, так и с украинскими заказчиками анимационных видеоработ. Отличается ли подход?

Отличается и очень резко! С заграничными заказчиками намного комфортнее работать, поскольку у них изначально есть доверие к профессионалу. Нельзя сказать, что у нашего клиента его нет. Но это доверие приходится зарабатывать тяжелым трудом. В итоге, на творчество остается мало сил.

Вопрос к вам, как к генеральному директору студии «Укранима»: сколько мультфильмов выходит в год?  

На данный момент нет такой статистики и плана выхода. Но надо сказать, что в последнее время рынок украинской анимации начал оживать. Представленный стенд украинской анимации при поддержке государства, на самом крупном анимационном рынке в Анси (ежегодный кинофестиваль, проводимый в июне во Франции – прим.ред.), говорит как раз об этом. 

Фото Кирилла Авраменко
Фото Кирилла Авраменко

Какой у вас план по развитию студии «Укранимафильм»?

Это скорее не план, а стратегия развития анимационной индустрии. Если говорить про первые шаги, то надо срочно заняться вопросом архивов и сбережения нашей анимационной истории.

Есть те, кто считает, что мультики вообще стоит запретить (РПЦ, к примеру). Есть те, кто считает, что смотреть можно только старые мультфильмы из СССР, а новые – развращают. А что вы думаете об этом?

Я не думаю, что есть смысл прислушиваться к тому, что говорит РПЦ. Анимация синтезирует в себе все виды искусства и вбирает в себя все его жанры. Как и любой другой вид искусства, современная анимация — это отражение современного мира. А он стремителен, интересен, ярок и разнообразен. И как показывает плачевный опыт тоталитарных государств, цензура и запреты в искусстве ни к чему хорошему не приводят.

Как вы относитесь к современному коммерческому мейнстриму (Disney, Pixar, DreamWorks) – нравится ли тот вектор развития мировой анимации, который предопределили вышеперечисленные студии?

Я считаю, что мейнстрим задает вектор, по которому в целом развивается анимация и технологии. Именно в мейнстримовском направлении крутится крупное инвестирование, необходимое для поиска и экспериментов. Немаловажным является популяризация самого понятия анимации среди всех возрастов.

Для меня эталоном является студия Pixar. Именно они максимально близко подошли к сути анимации и раскрывают её с каждой своей работой. Самыми знаковыми для меня являются “История Игрушек”, “Тачки” и “Немо”. Но это если говорить о мейнстриме и сравнивать студии, работающие в этом направлении.

Следите ли вы за состоянием дел в анимации за границей? Какое место сегодня в этой сфере занимает Украина?

Мир живет анимацией, весь! Количество анимационного контента зашкаливает. Украина пока в этом океане маленькая лодочка, которая понемногу превращается в большой лайнер.

Фото Кирилла Авраменко
Фото Кирилла Авраменко