David Helbock’s Random/Control

22.11.2018

В свои 34 года австрийский пианист Давид Хелбок уже имеет громадный концертный опыт выступлений на разных аудиториях. Он представлял свою музыку по всей Европе и еще в двух с половиной десятках стран мира от США до Монголии и Китая, от Чили до Филиппин и Австралии, словом, на всех континентах.

Впечатляет и дискография Давида. Первый альбом он записал в возрасте 14 лет (!) – с абсолютистским (что вполне приличествует отроческому периоду) названием «Happiness» (1998). Всего же на его счету 17 альбомов за 20 лет. Завидная продуктивность.

Поразительная виртуозность музыканта получила высокую оценку и, так сказать, многократно удостоверена победами на различных конкурсах в разных странах, среди которых самый престижный – Конкурс пианистов в Монтрё, крупнейший в мире в своем роде. На нем Хелбок побеждал дважды: в 2007 и 2010 годах, причем второй раз он также завоевал приз зрительских симпатий. Среди других наград можно еще выделить «Outstanding Artist Award» Австрии, присужденную ему в 2011 году. Пожалуй, в Австрии Давид Хелбок – звезда первой величины. В международном джазовом измерении его имя еще не столь значимо. И хотя его альбомы заслужили немало откликов в прессе, по моему скромному суждению, это как раз тот случай, когда уместно говорить о недооцененности музыканта.

 

Билеты

Обо всех альбомах музыканта ввиду их множества сказать не представляется возможным, да и не все они доступны, но прежде всего стоит выделить его альбомы, записанные фортепиано соло: «Time» (2007), «Purple» (2012).

Сольный формат иногда несет в себе определенный риск утомить однообразием. Но последнее совершенно не про Хелбока. Напротив, он удивительно разнообразен. Трудно назвать стиль, которому он бы не отдал дань: боп, бразильская музыка, госпел, фанк, камерные пьесы в духе Шенберга. Причем часто он легко и естественно «переключает» стили в рамках одной композиции, или, лучше сказать, импровизации.

Кстати вспомнить, для Хелбока это уже не первая встреча с Украиной. Возможно, некоторые отечественные любители джаза слышали его на Koktebel Jazz в 2013 году, причем тогда он выступил именно с сольными импровизациями. 

Формат фортепиано соло почти неизбежно напоминает Кита Джарретта, и влияние последнего в самом деле ощутимо в исполнительстве Хелбока. Но от Джарретта (как и других джазовых пианистов, записавших подобные сольные проекты) Хелбока отличает изрядная доля эксцентрики, которая делает его, если не уникальным, то во всяком случае очень своеобразным и оригинальным музыкантом, более того, музыкантом-мыслителем.

Одно из его самых необычных предприятий – «One-year compositional project» (2010), который состоял в написании нового произведения каждый день в течение года, что красноречиво свидетельствует о творческой силе пианиста.

В ансамбле Хелбок предпочитает форматы дуэта (в его активе есть альбомы, записанные с в дуэте с трубой, а также скрипкой) и трио. Хелбок – участник и лидер двух трио. Именно один из этих проектов – трио David Helbock’s Random/Control – станет гостем фестиваля Jazz Bez и выступит в Киеве 7 декабря.

Уже само название трио – которое звучит как своего рода кредо – содержит момент свойственной Хелбоку эксцентричности, объединяя в себе через слеш противоположные, если не взаимоисключающие, понятия: «наугад, наобум» и «контроль». Все равно что совместить через черточку «хаос» и «порядок».

Партнеры Хелбока – трубач Йоханнес Бар и саксофонист Андреас Брогер – оба мультиинструменталисты, постоянно переключаясь с инструмента на инструмент, устраивают фейерверк тембров, да и сам лидер не ограничивается фортепиано.

Музыканты сотрудничают уже не менее восьми лет; на их счету три альбома, один из которых – «Think of Two» (2014) – заслужил высокую оценку критики. А последний «Tour D’Horizon – From Brubeck To Zawinul» был выпущен в этом году и представляет собой своего рода взгляд в прошлое, посвящение музыкантам, которым Давид считает себя особо обязанным. Альбом включает в себя весьма неожиданные версии ставших стандартами композиций Эсбьёрна Свенссона, Дюка Эллингтона, Чика Кории, Джо Завинула, Майлза Дэвиса, Херби Хэнкока, Кита Джарретта и других. Вероятно, этот свежий проект и будет представлен на фестивале.

Можно быть уверенным в том, что нас ожидает стихия карнавальности, и, возможно, мы поймем, в каком смысле «хаос» и «порядок» суть одно и то же.

David Helbock´s Random/Control at Hansa Studios Berlin — Blue in Green (Miles Davis/Bill Evans)

 

Текст: Александр Юдин