Что такое джаз?

26.07.2018

Однажды король джаза Луи Армстронг, отвечая на вопрос одной леди, сказал: «Если вы не знаете, что такое джаз, то вам этого не объяснить». Впрочем, дело здесь не в сложности объяснений, а в том, чтобы почувствовать. У того, кто впервые слышит джаз, сразу возникает чувство, что это не просто другой музыкант, другой стиль, а какой-то другой вид музыки. Джаз сообщает особое чувство свободы – музыкальной свободы. В чем же здесь дело?

Свинг

Выдающийся джазовый бенд-лидер Дюк Эллингтон одну из своих композиций назвал It Don’t Mean a Thing If It Ain’t Got That Swing (Это ничего не стоит, если в нем нет свинга). И он же объяснял, что такое свинг. Это словечко, которым в Гарлеме называли ритм. Ритм в джазе особый – пульсирующий. Каждый удар ритма – словно волна. Именно в джазе для счета ритма появилось слово «удар» (beat). Очевидно, что это связано с отстукиванием ритма на барабанах, да и само использование барабана как инструмента ритма тоже появилось в джазе (а уже потом распространилось на все виды популярной музыки). А вслед за барабанщиками и джазовые исполнители на духовых инструментах тоже начали играть мелодические линии не так, как в европейской музыке – напевно, протяжно – а как бы толчками.

Пример: Louis Armstrong – Potato Head Blues

И еще одна особенность свинга. В раннем джазе доминировал ритм «раз-два», т.е. двухдольный, и барабанщики в джазе (а за ними и другие музыканты, прежде всего духовики) начали акцентировать вторую долю, а позже – в четырехдольном размере – третью и четвертую. Дюк Эллингтон говорил, что свинг – это тот момент ритма, который заставляет тебя подпрыгивать, качаться или щелкать пальцами.

Пример: Take 6 – Get Away Jordan

На джазовых концертах часто можно слышать, как слушатели, заражаясь ритмом, начинают хлопать в такт музыке, но именно не вторую и четвертую долю. Это смещение акцента (но не только оно одно) и рождает то самое ощущение свободы – ритмическое свободы, присущее только джазу.

И, конечно, когда целый оркестр проникается этим единым пульсирующим чувством ритма, это создает уникальное музыкальное впечатление. Не случайно эпоху популярности джазовых оркестров, или биг-бендов, так и назвали эпохой свинга.

Пример: The Glenn Miller Orchestra – In the Mood

Импровизация в джазе

Еще одно качество, без которого почти невозможно представить себе джаз, – это импровизация, т.е. спонтанное создание мелодической линии. История джаза – по крайней мере документированная история джаза – начиналась в Новом Орлеане, где многие афроамериканские музыканты не умели читать по нотам и играли на слух, а потому их игра не могла не включать в себя момент импровизации, который со временем стал обязательной частью исполнительских качеств не менее важной, чем техника, стиль и звучание. Импровизировали по одному, но чаще по нескольку солистов. Коллективная импровизация – отличительная черта раннего, новоорлеанского джаза.

Луи Армстронга иногда называют создателем джаза, что исторически не точно, но справедливо в том смысле, что именно он ввел джазовую импровизацию как отдельное мелодически законченно соло. От Армстронга и до наших дней импровизация, способность сыграть красивое, энергичное, виртуозное соло, ценится как высшее проявление индивидуального мастерства и таланта.

Пример: Louis Armstrong – West End Blues

В одних направлениях и стилях джаза импровизация занимает меньшее место, в других – большее. В эпоху свинга она призвана быть украшением, оттеняя, заостряя игру биг-бенда в целом. В оркестре импровизация солиста обычно была лаконичной и сводилась к нескольким острым фразам за исключением некоторых выдающихся музыкантов, как правило, лидеров оркестров, у которых импровизация принимала характер развернутого соло как демонстрация виртуозности: Луи Армстронг, Бенни Гудмен и другие.

В 40-е годы зарождается такой стиль джаза, как би-боп, на смену большим оркестрам приходят малые составы, и индивидуальная импровизация становится главным выразительным средством. Появляется наиболее распространенный и поныне формат исполнения, который заключается в том, что сначала исполняется тема (мелодия), а потом солисты (в зависимости от состава ансамбля) по очереди импровизируют неограниченно долго. Импровизация превращается в эксперимент. Меняются сами основы джазовой импровизации, она уже обыгрывает не мелодию, а джазовую гармонию, аккорды. Импровизация становится самовыражением личности музыканта, его внутреннего мира.

John Coltrane Quartet – My Favorite Things

Но своеобразного предела импровизация достигла в так называемом свободном джазе (free jazz), в котором, как правило, в импровизации растворяются тема, гармония и отчетливый ритм, и нет никаких предварительных договоренностей между исполнителями. А композиция нередко представляет собой чистую импровизацию от начала и до конца. Что же остается? Остается экспрессия, настроение и взаимодействие партнеров между собой, их умение слышать и подхватывать друг друга.

Пример: Ornette Coleman Sextet – Free Jazz

Джазовые стандарты

Перефразируя Эллингтона, можно сказать: это ничего не стоит, если в этом нет импровизации. Ибо джаз – это всегда непредсказуемость. Даже когда речь идет о всем знакомой песне или теме. Лучшие джазовые композиции получили название джазовых стандартов. Это, так сказать, джазовая классика. Но в отличие от классической музыки в джазе смысл здесь исполнения стандартов именно в том, чтобы сыграть по-своему.

Один из известнейших джазовых стандартов – Summertime Джорджа Гершвина (из оперы «Порги и Бесс»). Многим знакомо ставшее эталонным исполнение Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.

Ella Fitzgerald & Louis Armstrong – Summertime

Но есть тысячи других, более или менее оригинальных. Вот только несколько его версий в исполнении легендарных джазовых музыкантов:

Томное и одновременно лукавое – Сиднея Беше

Элегантное – Чарли Паркера

Задумчивое – Майлза Дэвиса

Неистовое – Джона Колтрейна

Меланхоличное – Пола Дезмонда

Напряженно-драматичное – Маркуса Робертса

Самозабвенное, почти шаманское – Эла Джерро

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что джаз – это свобода быть собой.

Джазовые инструменты

Впрочем, джаз – это еще и особый ансамбль инструментов, звучание которого также узнаваемо на слух как джазовое. Эмблема джаза – это состав инструментов биг-бенда. Духовые: трубы, тромбоны, саксофоны (иногда кларнет и флейта), — и ритм-секция: фортепиано, гитара, контрабас, барабаны.

Такой состав сложился не сразу. Он, можно сказать, вырос из духового оркестра – с заменой тубы на барабаны и контрабас, корнета на трубу, банджо на гитару, добавлением саксофонов и фортепиано.

Дальнейшая эволюция составов акустического джаза – это выделение разных секций и сочетаний инструментов из биг-бенда.

Революционное значение для ансамбля джазовых инструментов имела встреча джаза и рока, которая обогатила их состав электрическими инструментами (электрическая гитара, бас-гитара, клавишные, синтезаторы), а впоследствии и разного рода электронными.

Еще одна возможность инструментального расширения джаза – это использование народных инструментов различных культур. Да и классические музыкальные инструменты тоже время от время находят свое применение в джазе.

Современный джаз уже перестал быть только американским джазом. Он путешествует по миру, экспериментирует с новыми инструментами, их сочетаниями. Продолжают появляться новые стили и жанры джаза. Джаз продолжает развиваться.

Александр Юдин