Чем все закончилось: итоги ОМКФ-2017

Официальными и личными итогами Одесского кинофестиваля делится с OFR.FM Лукьян Галкин.

Лукьян Галкин (слева) и программный директор ОМКФ Антельм Видо (справа) на красной дорожке Одесского кинофестиваля.
Лукьян Галкин (слева) и программный директор ОМКФ Антельм Видо (справа) на красной дорожке Одесского кинофестиваля.

Мы надеемся, что вы следили за событиями ОМКФ-2017 на волнах ofr.fm. Ведь специально для того, чтобы вы знали «что тут смотреть», мы попросили Лукьяна Галкина рассказывать о фестивале. Каждый день он делился своими впечатлениями об увиденном и говорил о фильмах, которые нельзя пропустить. Все подкасты по теме можно найти тут, а мы переходим к итогам.

— Главный официальный итог — «Король бельгийцев» Джессики Вудворт и Петера Бросенса получает «Золотого Дюка». Лукьян, ты бы дал этому фильму гран-при?

— Режиссеры Джессика Вудворт и Петер Бросенс — уже сложившаяся фестивальная команда, работы которой участвовали в программах Канн, Роттердама и Венеции. На последних двух фестивалях побывал и «Король бельгийцев», прежде чем попасть на ОМКФ. Концепция Одесского фестиваля – арт-мейнстрим – и фильм отлично ей соответствует.

За арт-часть здесь условно отвечает избранная форма мокьюментари. Это жанр, который притворяется документалистикой, часто ради создания комичного эффекта. Позже к мокьюментари присоединяется жанр роуд-муви: часть Бельгии хочет отделиться, и её королю нужно срочно вернуться из заграничного дипломатического визита на родину. Его образ и путешествие – как раз элемент мейнстрима, зрительского кино в хорошем понимании слова. Дал бы я ему приз или нет – не решусь судить, так как не успел отсмотреть все конкурсные фильмы. Болел за «Уровень чёрного» Валентина Васяновича, но, уверен, жюри сделало взвешенный выбор.

— Награду за фильм в национальном конкурсе взял Dixie Land Романа Бондарчука. У тебя был свой фаворит или ты согласен с результатом?

— Моим фаворитом был всё тот же «Уровень чёрного», который участвовал в обоих конкурсах, и, честно говоря, на победу «Dixie Land» я совсем не ставил. Но очень ей рад. Этот фильм полюбился мне еще на Docudays, после «Украинских шерифов» с нетерпением ждал новой работы Бондарчука.

— Мы гордимся результатом конкурса «Европейского документального кино», победителем которого стал украинский режиссер и ведущий Old Fashioned Radio Сергей Буковский. Как тебе его работа?

— В «Главной роли» Сергей Буковский снимает свою мать, актрису Нину Антонову. В своих интервью говорит, что этот фильм сделан где-то на грани между постановочной и документальной работой. По его словам, часть экранного времени мать работала на камеру, в том числе – и по указаниям самого режиссёра, но иногда совсем о ней забывала. Благодаря этому смешению жанров и огромному личному таланту Нина Антонова также получила награду за лучшую актёрскую работу – непривычно для документалистики, правда?

Вообще за документальной программой ОМКФ с интересом наблюдаю уже второй год, она мне очень близка по духу. «Бойс» Андреса Файеля понравился еще на Берлинале. Запомнился фильм «За метелью», работа о дедушке режиссера Левина Петера, который был одним из солдат Вермахта, дислоцированных в Украине – если точнее, в Мариуполе, где отчасти проходили съёмки. На кинофестивале помощник режиссера с украинской стороны рассказывал, как неохотно некоторые ветераны говорили о себе, а фильм в целом очерчивает тонкий контраст между восприятием тех событий наших и немецких участников.

— Расскажи о своих фаворитах в национальной короткометражной программе.

— У меня было два фаворита: «А Вы любите Держпром?» Виктории Белявской и Лизы Кузнецовой, а также «Сирень» Кати Горностай, которая и стала победителем – справедливо и, честно говоря, вполне предсказуемо.

— Самое яркое впечатление за 9 дней фестиваля. Что первым приходит в голову?

— Конечно же, «Кроткая» Сергея Лозницы, которую я смотрел уже второй раз – и пойду в третий, как только фильм окажется в широком прокате. «Теснота» Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова – сильнейшее впечатление, упустил этот фильм в Каннах и очень рад, что Одесса восполнила пробел. «Тело и душа» Ильдико Эньеди – очень трогательная и жёсткая история, будто гимн всех в мире интровертов. Ещё очень радует, что многие фестивальные хиты, показанные во внеконкурсной программе, вскоре окажутся в кинотеатрах, а не ограничатся единичным показом в рамках ОМКФ.

Топ-7 того, что нельзя пропустить в украинском прокате в этом году:

1. «Кроткая» Сергея Лозницы
2. «Уровень черного» Валентина Васяновича
3. «Тело и душа» Ильдико Эньеди
4. «Хорошее время» братьев Бена и Джоша Сэфди
5. «Роковое искушение» Софии Копполы
6. «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки
7. «Квадрат» Рубена Эстлунда

Фестиваль закончился, а подкасты Лукьяна Галкина нет. Вы всегда можете обратиться к архиву его дневниковых записей, где найдете для себя много новых кинофактов, историй о режиссерах и рекомендаций к просмотру. Вспоминаем фестиваль, дополняем список фильмов и готовимся к премьерам в прокате.