Chamber Jazz Аркадия Овруцкого

05.10.2019

Репортаж Александра Юдина с концерта в 32JazzClub

Контрабасист Аркадий Овруцкий, киевлянин, который давно и прочно обосновался на Нью-Йоркской джазовой сцене, впервые представил свой проект Chamber Jazz в «32» почти ровно полгода назад, 13 апреля. И вот снова «Камерный джаз», точнее, его продолжение или даже развитие. На две трети обновился репертуар: кроме одной авторской композиции, все остальное джазовые стандарты – как те, что на слуху, так и редко исполняемые – в новых аранжировках Аркадия. И еще одно «обновление»: на сей раз Аркадий выступил с другим партнером – саксофонистом Ростиславом Войтко.

Стоит вспомнить о том, что в течение более чем двенадцати лет киевские любители джаза привыкли видеть Аркадия (в роли продюсера и постоянного участника проекта Международный Джазовые Абонемент) в компании преимущественно американских музыкантов (среди которых были такие звезды, как Грегори Портер, Кевин Махогани, Дудука да Фонсека, Джони О’Нил, Майрон Уолден, Марк Гросс, всех не перечислить)  и в мощных составах, исполняющих разнообразный джаз, но с подчеркнуто американским акцентом.

В этом смысле, в переходе к аскетическому двухголосию проекта Chamber Jazz (саксофон и контрабас) есть момент неожиданности. Этот формат рассчитанный не на то, чтобы завести и раскачать публику, а скорее на слушателя, владеющего своим вниманием, слушателя с развитым музыкальным воображением, понимающего намек. Это шаг, и если и не к тишине, то к тому уровню восприятия, где ценны оттенки.

В этот раз в новых аранжировках прозвучали легко узнаваемые джазовые стандарты эпохи свинга: Body And Soul Джонни Грина, Come Rain or Come Shine Гарольда Арлена, Just in Time Джула Стайна. И гораздо реже исполняемые стандарты эпохи би-бопа: Ornitology, Aupive, Quasimodo Чарли Паркера и I Mean You Телониуса Монка, а также Waltz for Debbie Билла Эванса (кажется, любимый стандарт Аркадия); For Toddlers Only (авторская композиция Рона Картера — выдающегося контрабасиста, которого Аркадий Овруцкий считает своим наставником) и композиция самого Аркадия — Sounds of Brasil.

Аркадий сделал основную ставку на привычную, можно сказать, классическую структуру: экспозиция темы, соло каждого из участников дуэта и завершающая экспозиция темы, а также на свое искусство аранжировщика.

Ростислав Войтко – молодой саксофонист, который нашел свой отличительный саунд, ориентированный на таких замечательных саксофонистов эпохи кул-джаза, как Стен Гетц и Пол Дезмонд, что среди отечественных джазовых саксофонистов редкость. Впрочем, иногда в его исполнении можно расслышать и пассажи, характерные для Чарли Паркера или Джона Колтрейна. В его импровизациях есть длинное дыхание, развитие и большинство из этих импровизаций хочется увековечить записью на диск. Из множества концертов Аркадия, которые мне довелось слышать, это был, если не лучший, то один из лучших. Ведь в дуэте контрабас не только в единственном числе представляет ритм-секцию, но и становится полноценным солирующим инструментом. Двенадцать сольных импровизаций (по числу сыгранных композиций) за вечер для контрабасиста — это, несомненно, редкость и хорошая возможность «высказаться» от души. Тут было чем насладиться: богатством гармоний, мелодичностью отдельных музыкальных фраз, ритмической свободой, чувством соразмерности и красотой замысла в целом.

Текст: Александр Юдин