Bogdan Gumenyuk Quartet feat. Sandy Eldred

14.12.2019

Репортаж Александра Юдина с концерта в 32JazzClub

Киевская часть Jazz Bez завершилась единственным отечественным (по крайней мере, на три четверти), почти домашним проектом, для которого саксофонист Богдан Гуменюк собрал очень близких ему людей: пианиста Юрия Середина, представленного Богданом как своего самого любимого украинского пианиста и композитора, контрабасиста Сэнди Элдреда, своего товарища по учебе в США, и человека, которого он «знает с рождения», младшего брата Романа Гуменюка (на барабанах). Все молодые (и очень молодые) музыканты. И, кстати сказать, по возрасту это самый молодой из шести киевских проектов.

Программу составили авторские произведения Богдана как совершенно новые, так и написанные им еще совсем молодым человеком, но в новых аранжировках – произведения довольно разноплановые как ритмически, так и по характеру: от острого свинга и вальса до лирической баллады и этнически окрашенных вещей. Среди всего материала стоит отметить композицию A Moment, пронизанную глубочайшей задумчивостью и исполненную в крайне медленном темпе, которая и по темпу, и по характеру вызвала ассоциации с Requiem Чарльза Ллойда, а также финальную Slavic Dance, пронизанную украинским этническим мелосом, в которой и лидер и его партнеры достигли максимальной выразительности.

Богдан Гуменюк – очень гибкий по исполнительской манере саксофонист с широким диапазоном и богатым языком. В отдельные моменты его игра может вызывать ассоциации в остро свингующих вещах – с Чарли Паркером, в моменты экспрессии – с Джоном Колтрейном, но в целом, по манере, тону, эмоциональному диапазону и манере импровизировать, он близок к современным ведущим тенористам, таким как Брэнфорд Марсалис, Шимус Блейк, Джошуа Редман.

Сэнди Элдред сразу обращает на себя внимание чрезвычайной экспрессивностью своей игры, несвойственной обычно контрабасистам, роль которых большую часть времени ограничивается функцией ритм-секции. В перерыве между сетами я решил проверить свои подозрения. В самом деле, оказалось, что Сэнди в своей творческой карьере ведет трио, исполняющее музыку близкую к свободному джазу, или, как он сам это называет, energy music.

Можно добавить, что Jazz Bez всегда проявлял особую благосклонность к авангардной и свободной импровизационной музыке, и нередко Маркиян Иващишин формировал программу так, что заключительный концерт фестиваля был посвящен свободному джазу. По совпадению Сэнди своим присутствием и своей экспрессией, а также импровизациями оказался к месту в этой традиции.  И, понятно, у него есть желание когда-нибудь показать свой проект украинской публике. Об игре Юрия Середина всегда нужно говорить отдельно, поскольку его участие обычно с большой долей вероятности может превратиться в то, что можно назвать «концертом в концерте». Все его соло были интересны, равно как и аккомпанемент. А два его соло в композициях Winter Lullaby и Slavic Dance (это были чистые соло, т.е. сыгранные на фоне молчания ансамбля) представляют собой отдельные произведения большой силы. По развертыванию мысли, динамическому контрасту и драматизму, высоте кульминации, в конечном счете, по силе впечатления, их хочется назвать апокалиптическими. Поразительно и то, что игра Юрия здесь ни на кого не похожа, т.е. ни на чью исполнительскую манеру в смысле выдающихся джазовых пианистов. Единственные ассоциации, вызванные этими соло, касались классической музыки: прелюдий Шостаковича, Прокофьева или произведений Валентина Сильвестрова. Ясно только, что в джазе Юрий идет своим и, по-видимому, нехоженым путем.

Текст: Александр Юдин

Фото: Василий Стефурак