Сашко Даниленко: «Я бросил художественную школу в 3 классе, потому что она совпадала по времени с «Покемонами»

28 сентября в Киеве стартует международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства LINOLEUM. На OFR.FM мы продолжаем серию интервью с теми, кто этот фестиваль создает и наполняет смыслами. Наш следующий герой – член жюри фестиваля, украинский мультипликатор Сашко Даниленко.

#ZNKMM_Danilenko_01-01
Фото Кася Забавко

Сашко – художник-самоучка и мультипликатор, известный своими видеоработами для групп ДахаБраха, ТНМК, Kwoon. Он рассказал Old Fashioned Radio как стал аниматором, о любимых мультиках и отношении к коммерческому мейнстриму, сравнивает работу аниматоров в Украине и Франции, где проработал некоторое время, размышляет, как бы выглядела наша страна, если бы он показывал ее в анимационном фильме.

Расскажите о том, как дипломированный теплофизик стал аниматором?

Я пошел учиться на физика под впечатлением от Discovery Channel и энциклопедий с красивыми картинками. Там наука показана очень захватывающе. Я думал, что мы тоже будем работать как Илон Маск, изобретать новое и делать мир лучше. На деле же оказалось, что та научная среда, куда я попал, была до боли в животе скучной и оторванной от современной реальности. Институт ностальгировал по своему золотому времени – годам холодной войны, и складывалось ощущение, что его лучшие дни уже позади. Но благодаря институту я познакомился с множеством прекрасных людей. Мы находили способы разгонять тлеющий запах отечественной науки и отлично проводили время. Так что – без сожалений.

Это типичная ситуация для Украины, когда человек работает не по профилю. Сейчас я понимаю – мое образование и интерес к науке оказались не такими уж и бесполезными. Методы практически везде одинаковые, принцип организации работы и оптимизация процесса создания фильма – это же технические задачи. Научный бэкграунд помогает мне в работе над референсами для документальной анимации, которую я сейчас делаю для TED-Ed. Я быстрее нахожу решения, как показать те или иные процессы, понимая физику явления.

Как вы из любителя превратились в профессионала, вышли на коммерческий уровень? Поделитесь лайфхаком с начинающими аниматорами.

Нужно найти старого аниматора, которому все поклоняются и считают мэтром. Он обязательно должен уже ничего ни рисовать, ни снимать, а жить только былыми заслугами. Нужно вырезать его сердце и съесть. Это самый быстрый путь к успеху. Второй вариант – нужно много работать. Это дольше и сложнее.

Работа Сашко Даниленко для ТНМК

После работы в студии в Cite des Arts в Париже, что вы можете сказать о жизни этой сферы во Франции и в Украине? В чем основное отличие (кроме того, что там как в мультике, а тут как в документальном фильме ужасов)?

Я работал в Париже в резиденции Cite des Arts и был в студии Folimage в гостях. У французов очень сильная школа анимации и свой подход. Меня поразило, что французы тратят много времени и усилий на сценарий и сториборд, прямо грызутся над мелочами, а саму анимацию делают быстро и на одном дыхании. У них очень сильная конкуренция в сфере анимации и кино, множество фестивалей, показов, воркшопов и прочих событий по теме. Система государственного финансирования во Франции создает очень здоровую конкуренцию и люди знают – компенсация за хорошую работу будет достойной и можно побороться.

В Украине способные люди находят возможность реализовывать свои проекты и воплощать идеи в жизнь несмотря на трудности. Но в целом, платформы для этого нет. Держкино есть, но оно работает, как и все, что начинается на «держ».

В нас намного проще стать «первой девкой на селе» в любой сфере. Тогда как на Западе нужно быть сверхспособным, чтобы пробить себе дорогу. В нашей стране национальное самосознание только начинает возрождаться и формироваться. А отсутствие сильной конкуренции и медленный медиаметаболизм дают большую фору амбициозным и талантливым.

Путь украинского аниматора не прост. Приходила ли в голову мысль снова поменять профессию?

Порой мне кажется, что я занимаюсь чем-то не тем. Обычно это ощущение появляется на середине проекта. Начинаешь внутри себя ныть, что ты устал, скучно и хочешь делать что-то другое. Потом делаешь перерыв на пару дней, и уже снова дико хочется вернуться к работе, появляются новые идеи. Я не могу представить себя не занимающимся этим делом. Форма и направление работы может меняться, но суть – рассказывать истории визуально – для меня очень важна. Есть множество способов быстрее и легче заработать деньги, хайпануть или жить проще, но когда мысленно отъезжаешь на общий план и смотришь на свою жизнь со стороны, то понимаешь каким делом ты должен заниматься.

PKCWJFjEylA
Фото Кася Забавко

Вы работаете как с зарубежными, так и с украинскими заказчиками анимационных видеоработ. Отличается ли подход?

Мне трудно назвать мои украинские проекты заказами. Это скорее совместные проекты с музыкантами. Потому что в области заказов и поступаемых предложений дела обстоят примерно так:

Допустим вы таксист и к вам садится пассажир из Украины. Пассажир говорит: «Давайте поедем в ресторан, но я еще не знаю в какой. Давайте уже начинать ехать и посмотрим по пути, куда приедем. Но ехать надо самой короткой дорогой. Если мне понравится ресторан, куда мы приедем – я вам заплачу. А еще давайте по пути возьмем мою жену, она тоже немного водитель – будет подсказывать вам как ехать. А если будем ехать с выключенными фарами, мы сможем сэкономить, и вы сделаете мне скидку?»

Западный пассажир говорит: «Мне нужно вот по этому адресу, могу я заплатить карточкой?»

Хотя в большинстве случаев западные пассажиры поедут на Убере, а не с таксистом.

Анимация — это территория, где все возможно. Если бы вы создавали мультфильм о нашей стране, какой бы она в нем была?

Я бы продолжал развитие миров Гупало Васыля или Карпатского рэпа. Возможно даже объединил бы их. Мне нравится украинский мистический потенциал. У нас очень смешанное культурное наследие. Ментально мы находимся одновременно и на Западе, и на Востоке. Это дает огромные возможности для визуального и смыслового выражения. Можно смешать лесных духов с космическими технологиями и поселить их в облезлую пятиэтажку на Троещине. Повернуть развитие истории в альтернативную реальность, поменяв один кирпичик в фундаменте. Можно собрать народные приметы и суеверия и сделать их основными законами общества. Пропустить через эти модели интересные сюжеты с живыми и яркими персонажами – и это будет круто. Но еще рановато делать хороший украинский «нешароварный» проект. Многие украинцы еще не готовы правильно понимать и воспринимать свое, но это только временно.

Каким был ваш любимый мультик в детстве?

У меня было несколько видеокассет, которые я затер до дыр, смотря по кругу. Все они мне очень нравились. Это были серии «Чип и Дейл спешат на помощь», «Чудеса на виражах», «Утиные истории» и фильм «Долина папоротников», который произвел на меня наибольшее впечатление. Еще я бросил художественную школу в 3 классе, потому что она совпадала по времени с «Покемонами», а они на тот момент были мне интересней натюрмортов.

А сейчас вы ходите смотреть мультфильмы в кинотеатры?

В основном смотрю анимацию на фестивалях или короткометражных показах, мне этого вполне хватает. Это прекрасная возможность знакомиться и общаться непосредственно с авторами, которые представляют свою работу. А в кинотеатрах практически весь прокат – это семейные комедийные 3D мультфильмы.

Как вы относитесь к современному коммерческому мейнстриму (Disney, Pixar, Sony, DreamWorks…) — нравится ли тот вектор развития мировой анимации, который предопределили вышеперечисленные студии? Какие мультфильмы из этой сферы вы бы могли отметить?

Как и в поп-музыке, в прокатных кассовых мультфильмах идет расчет на охват максимальной аудитории. Я не являюсь поклонником такого жанра, хотя порой встречаются очень сильные фильмы. Мой любимый — «Лови волну!» от Sony Pictures. Это очень стильный фильм про пингвинов-серферов, сделанный со знанием дела, хорошим неплоским юмором и глубокой, но простой философией.

Но в коммерческих мейнстримных мультфильмах мне больше нравятся промежуточные наработки, концепты, аниматик, черновая 2D анимация, зарисовки и поиск персонажей, а не готовый результат. Мне всегда интересно смотреть документальные фильмы о создании таких мультфильмов. Тогда как конечный результат вычесывается, приглаживается, срезаются и шлифуются острые углы, и исчезает вся магия и рок-н-ролл.

IMG_1364
Фото Кася Забавко

В целом вектор развития такой индустрии мне нравится, потому что он довольно честный – это ответ на спрос. Эти фильмы создаются на средства кинокомпаний и инвесторов, согласно законам рынка и приносят доход. Эта прибыль позволяет совершенствовать технологию и двигать индустрию вперед. Тогда как многие госфильмы, созданные за счет налогоплатильщиков – людям не интересны, пропагандируют нелепые ценности в неловкий способ, проваливаются в прокате.

Индустрия коммерческих фильмов – как сетевые заведения быстрого питания. Еда готовится по одному и тому же проверенному рецепту. Продукты от вызывающих доверие поставщиков. Множество сотрудников хорошо выполняют небольшую роль. Вы вряд ли отравитесь, есть целый департамент, который следит за составом блюда. Вы вряд ли подавитесь, и вряд ли будете удивлены новым вкусом. Вы можете периодически кормить детей этой едой, не боясь неожиданных последствий. И в конце всегда будет сладкий десерт.

Авторские и независимые фильмы мне куда интереснее. В них нет цели удовлетворить широкий спрос. Потому голос режиссера звучит без искажений. Все революции и открытия анимации происходят именно в этой области.
Авторские и независимые фильмы – это шаурма, которая всегда разная. Ты не знаешь, что тебе завернут в лаваш и как остро это будет. Мыл ли руки повар. Вывалится ли все тебе на рубашку. Это риск и азарт, но порой шаурма вкуснее всего на свете.

Читайте также: интервью OFR с украинским режиссером-мультипликатором Дмитрием Лисенбартом